Первый «Цифровой водоканал», который позволит предотвратить аварии на самых ранних стадиях и сократить издержки ресурсоснабжающих организаций, появился в соседней Челябинской области. Подобное IoT-решение для сбора и анализа информации с датчиков давления и приборов учета систем водоснабжения запустила компания «МТС».
Решение представляет собой программный комплекс, который позволяет выявить незаконные врезки и неучтенное потребление на магистралях водоснабжения, а также зафиксировать перепады давления в трубах. Устройства сбора и передачи данных (УСПД) с существующих счетчиков и датчики давления устанавливают у конечных потребителей и в контрольных точках. Также УСПД монтируются на расходомеры на насосных станциях для съема показаний по общему потреблению воды, вычисления баланса водопотребления, определения мест максимальных потерь и возможных хищений.
Контроль уровня воды и передача его значений выполняется автоматически с заданной периодичностью. Данные с устройств передаются в режиме онлайн по сети NB-IoT и анализируются системой с помощью BigData, что позволяет сравнить показания счетчиков за разные периоды и выявить внештатные ситуации. Работа на сети NB-IoT обеспечивает простоту установки оборудования, которое может работать без внешних источников питания до 10 лет.
Пользователь также может самостоятельно настраивать систему реагирования: выбирать,изменение каких показателей будет фиксироваться в онлайн-журнале для последующей обработки и принятия мер по устранению, включать SMS, e-mail – уведомления или уведомления в Telegram.
В результате пилотного проекта с МУП «Копейские системы водоснабжения и водоотведения» в Челябинской области с помощью решения «Цифровой водоканал» МТС была настроена система онлайн-мониторинга объема поступающей в город воды, проведена сверка расчетов с поставщиком, в результате которой выявлена переплата водоканалом поставщику более чем за 150 тысяч кубических метров. Система также обеспечила возможность оперативного реагирования на аварийные ситуации. В ходе эксплуатации было выявлено вышедшее из строя оборудование, из-за некорректной работы которого город получал в три раза меньше воды. Система оповестила ответственных лиц о проблемных участках и водоснабжение города было в короткие сроки полностью восстановлено.
Напомним, что это не первое решение по выявлению коммерческих потерь от МТС. В Башкирии МТС и «Башкирэнерго» занимаются поиском хищений в электросетях с помощью BigData и искусственного интеллекта.Совместный проект по созданию платформы поиска потерь в электросетях реализуется компаниями с конца 2020 года. В результате тестирований на электросетях Уфимских городских электрических сетей, проведенных специалистами МТС и «Башкирэнерго», были выявлены следы взлома счётчиков для занижения показаний в 7-10 раз, в отдельных случаях обнаружены работающие производственные цеха вместо жилых помещений.