Примерное время чтения: 9 минут
1837

«Если дети плачут – смена удалась». Вожатый из Башкирии о работе в лагерях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-Башкортостан № 29 19/07/2022
Задача вожатого - постоянно предлагать что-то детям.
Задача вожатого - постоянно предлагать что-то детям. / Алексей Дударенко / Из личного архивa

Летняя оздоровительная кампания самом в разгаре. О том, как готовят вожатых, какие знания можно получить в лагере и почему педагог обязан быть артистом, рассказал заведующий вожатской практикой, старший преподаватель кафедры педагогики БГПУ им. М. Акмуллы Алексей Дударенко.

Алексей Дударенко

Алексей Дударенко Фото: Из личного архивa

Досье
Алексей Дударенко родился в 1981 году. В детских лагерях работает с 2000 г., возглавляет отдел по воспитательной работе Детского пансионата «Радуга». «Отличник образования РБ», награжден Почётным знаком «За активную работу в студенческих отрядах».

Пандемия расслабила

Татьяна Шангина, «АиФ-Башкортостан»: Алексей, половина лета позади. Какие впечатления от первых заездов?

Алексей Дударенко: Лагеря заполнены, дети с удовольствием едут отдыхать – это главное. Были разные опасения, но уже можно сказать, что лето состоялось.

– Если не секрет, чего опасались?

– Сложности доставила пандемия. В последние два года подготовка вожатых велась в основном в дистанционном формате, когда невозможно проиграть многие упражнения, задания, так как это надо делать вживую, в кругу коллег. И мы замечаем, что в этом году молодые люди не вполне понимают, что такое трудиться с колоссальной физической и моральной нагрузкой. За пару лет студенты расслабились, много сидели дома, занимаясь дистанционным обучением. В результате реальная работа кажется им очень тяжёлой. Есть такие, кто даже плачет от нагрузки, а родители жалуются нам на «невыносимые условия труда». На самом деле работа в лагере всегда была такой. А вот молодёжь, ощутившая на себе пандемию, к сожалению, уже другая. Мы, преподаватели, почувствовали это, когда студенты после вынужденной изоляции вернулись к очной форме обучения. Работать в живом формате разучились многие.

И развлечь, и обучить

– Как стать вожатым? Есть какие-то критерии? В чём заключается подготовка?

– В Акмуллинском педуниверситете подготовка вожатых начинается в сентябре. Объявляется набор желающих работать в ДОЛ летом. В октябре на базе центра подготовки вожатых «Перспектива» стартуют курсы. Это первые группы, которые в течение трёх месяцев должны пройти всю программу. Следующие потоки набираются с февраля по май. После завершения обучения по специальной программе мы выдаем свидетельство о подготовке. Есть ещё студенты, которые после третьего курса выходят на обязательную вожатскую практику. Она по новым образовательным стандартам возобновлена с 2013 года. Подготовка начинается с января. За смену вожатый может заработать от 15 до 30 тысяч рублей.

– В Башкирии действует своя программа подготовки или существует общая федеральная методика? 

– Разработаны единые программы подготовки студентов педвузов страны, методические рекомендации и пособия для педвузов. Но, понятно, что у каждого региона свои особенности. Кафедра педагогики нашего вуза постоянно выступает в профессиональных конкурсах и входит в пятёрку лучших в стране. Наша изюминка в том, что общественная нагрузка, которая ложится на стройотряды (у нас это вожатские отряды), вплетена в учебный процесс. В других регионах, например, педагоги, вожатые и практиканты сами по себе, а педагогические отряды – сами по себе. Мы стараемся привлекать наших ребят-практикантов к общественной деятельности – экологическим субботникам, патриотическим, социальным, благотворительным акциям. Подобное вовлечение способствует формированию большой ответственности за происходящее в стране.

– Раньше загородный лагерь ассоциировался с посиделками у костра, днём Нептуна, «Зарницами», теперь же в программах заездов есть даже курсы финансовой грамотности…

– Содержание смен меняется в зависимости от требований современного мира. Сегодня на первый план выходит профориентация, чтобы как можно раньше выявить профессиональные наклонности ребёнка. Здесь и финансовая грамотность, и IT-технологии. Причём серьёзные вещи преподносятся через игру, игровые модели и формируют у детей представление о том, что сегодня востребовано в мире. В лагерях у нас очень насыщенная программа, много мероприятий, кружковой деятельности.  Например, кружок «Проба пера» готовит будущих блогеров – без соцсетей сегодня никуда. Ребята учатся грамотно писать посты, обрабатывать фото, размещать их, то есть с 11 лет учатся навыкам журналиста. Другое направление – дизайнерское: учатся конструировать макеты зданий, городов из разных материалов, постигают основы ландшафтного дизайна. Таким образом, в лагере мы даём детям основы современных актуальных профессий.

– Получается, содержание программ в лагерях соответствует духу времени. А материальная база?

– Она оставляет желать лучшего - наши лагеря оборудованы не настолько современно. Есть, конечно, такие, кто несколько продвинулся в этом направлении и с каждым годом шагает вперёд, но в большинстве своём материальное наполнение остаётся «совковым».

Главное – не заиграться

– Как, не нарушая права ребёнка, приучить его к дисциплине и порядку?

– Тема острая, и такой она была всегда. Мы переводим воспитательный процесс в игру. Учим наших вожатых использовать в работе так называемые экономические игры, или систему стимулирования. Через зарабатывание баллов, грантов, звёздочек идёт привитие понятий пунктуальности, вежливости. Например, если сегодня они хорошо себя вели, спали в тихий час, заправили кровати, помогли по территории – заработали такое-то количество бонусов и грантов на счёт. За плохое поведение получают штрафы. Через 3-5 дней ребята активно включаются в эту игру, стараются заработать, чтобы потратить на дополнительные услуги – продление дискотеки на полчаса, вечерний просмотр фильма, закрытый кинопоказ. Через игру мы придумываем для детей различные формы стимулирования, чтобы они были более активны.

Приятно, что детей из нашей республики всегда хвалят. У нас другой менталитет: наши ребята более дисциплинированные, уважительнее относятся к старшим и друг к другу. Возможно, потому, что у нас сильны мусульманские традиции. А вот южане, например, ведут себя более раскованно, могут покричать, бурно выражать эмоции.

– Как бороться с интернет-зависимостью детей? Запрещаете пользоваться гаджетами?

– Каждое учреждение само устанавливает регламент пользования телефоном. В наших лагерях мы не изымаем их у детей, но ограничиваем часы пользования. Например, во время сна, вечерних мероприятий мобильники не просто на беззвучном режиме – они полностью выключены. Родители предупреждены об этом. В остальное время контакты детей с родителями не ограничиваем. Сейчас такое время, что без постоянного взаимодействия с ребёнком многие себя не представляют. Отправляя ребёнка в загородный лагерь, я как родитель хотел бы поддерживать с ним связь. Что касается интернета, у нас в лагерях настолько плотный график, что детям зачастую просто некогда не только «зависать» в сети, но и отвечать на звонки родителей.

– Вернувшись в город, продолжают ли ребята личное общение или переходят в соцсети?

– Ничего не изменилось, встречаются и помимо виртуального общения, продолжают дружить. Говорим вожатым: если дети плачут в конце смены от мысли о скором расставании, смена удалась.

Границы дозволенного

– Каким, по-вашему, должен быть идеальный вожатый?

– Первое и самое главное – ответственным за свои действия и поступки.  Вожатый должен быть наблюдательным – следить за каждым словом и взглядом ребёнка, чтобы вовремя увидеть, если вдруг что-то не так. Чему ты научишь, то дети и увезут из лагеря. Второе – вожатый должен быть интересным, подвижным, весёлым, с огромным количеством наработок игр, конкурсов, чтобы постоянно предлагать что-то детям. И тогда они никогда от него не уйдут, не заскучают.

– Были случаи, когда вожатый, чтобы показать детям, что они друзья, допускал панибратские отношения или, напротив, давал понять, кто в доме хозяин?

– Конечно же, такое недопустимо, как и рукоприкладство. Об административной и уголовной ответственности мы сообщаем ещё во время подготовки. Объясняем, что воспитание должно быть только словесным, а наказание только через игровые модели. Нельзя лишать детей питания, купания в реке, бассейне. Но, например, запретить хулиганам пойти на дискотеку можно, имеем на это право. Всё остальное недопустимо, и вожатые, нарушившие эти требования, отстраняются от работы. Держим это на контроле. Столько, сколько работает вожатый, пожалуй, в лагере не работает ни один человек. 

– А что страшно вспомнить из практики? Или до сих пор вызывает смех?

– Для меня ужасно, когда ребёнок сильно раскачивается на качелях, а другие стоят рядом. И когда вижу детей на площадке, а взрослых поблизости нет. Всегда говорю вожатым, что за одну минуту может произойти 60 непоправимых мгновений...  С 2000 года, к счастью, в лагерях, где я находился, чего-то серьёзного не произошло. Один из страшных случаев был с мамой ребёнка. Она приехала его навестить, потом вышла с друзьями на пляж и утонула – была в нетрезвом состоянии. Самым ужасным было сообщить об этом ребёнку… А ссадины, рваные коленки, небольшие травмы на футбольном поле –  всё это происходит и дома, и во дворе… А вот комичного вспомнить не могу.

– Любите свою профессию?

– У меня гены: бабушка со стороны отца и его родной брат были педагогами, со стороны мамы – управленцы, которые в довоенные и послевоенные годы поднимали колхозы и совхозы. Помимо педагогического, я хотел поступать в театральный, но в итоге не пожалел о своём выборе, потому что педагог тоже артист. Как я говорю своим вожатым: учитель, выходя к доске, выходит на свою сцену – к вам это тоже относится. Я со своими вожатыми вместе танцую и пою, участвую в сценках. К сожалению, достаточно сложно на зарплату педагога содержать семью и детей, поэтому весь летний отпуск подрабатываю в лагере. Детей вожу с собой – старшей дочери 15 лет, младшей – пять. Хоть летом они постоянно видят папу.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах