На Уфимской земле, которая ранее была одноименной губернией, сохранилось большое количество не только каменных, но и деревянных православных церквей. Когда-то они строились всем миром, в них люди молились о самом сокровенном. Без преувеличения это душа многих сёл и городов. Но сейчас она погибает. Уничтожение памятников деревянного зодчества – одно из преступлений советской власти. Но её нет уже более 30 лет, а именно за эти годы некогда прекрасные старинные здания приобрели вид удручающий. Причём возможность восстановления каждого из них подтверждают московские реставраторы.
Уфимский историк Павел Егоров недавно выпустил издание «Гибнущие деревянные храмы Уфимской епархии». Это второй сборник энтузиаста: первый, посвященный избранным деревянным и каменным церквям, увидел свет более 20 лет назад и поспособствовал возрождению многих из них. Новая работа тоже может положить начало большому доброму пути. Публикуем некоторые примеры старинных зданий, приведенных в этой книге.
Уфимский уезд
Александро-Невская церковь – с. Эманино, Благовещенский район
Село Эманино расположено среди лесов и холмов на правом берегу реки Уфимки, в 15 км юго-восточнее Павловского водохранилища. Его предполагаемым основателем был купец Н. М. Эманин-Нолинский. Деревянная Александро-Невская церковь появилась в 1894 году. Эманино – одна из пристаней на Уфимке, поэтому местный храм в начале XX века попал на открытки.
До недавнего времени церковь использовалась под склад, и поныне она пребывает в обезглавленном состоянии. Ещё в советские годы мародерствующие варвары соскабливали здесь штукатурку, а крепкие полы продолжают растаскивать и сейчас. Но есть среди местных жителей и те, кто ждёт и верит: несколько лет назад кто-то устроил в руинах храма молитвенный уголок.
Казанско-Богородская церковь – село Киринёво, Кушнаренковский район
Село возникло в 1776 году как поселение русских крестьян-припущенников (которых допускали на земли башкирских общин – прим. редакции). Своё название оно получило по фамилии основателя Киринёва, богатого человека, который поселился здесь со своей семьёй.
Казанско-Богородская церковь на юго-восточной возвышенной окраине села возведена здесь в 1882-1885 гг., почти одновременно открылась и церковно-приходская школа. В последние 20 лет советской власти здание стали использовать под склад. И по сей день здесь лежат гниющие разодранные мешки с дустом. Кажется, что храм просто оставили умирать: стены выгнуло дождём и ветром, кругом поросли кустарники. Между тем формально здесь есть сельский приход: его восстановили с 2011 года. Но никакой реставрации так и не начато, ни одного богослужения не проведено.
Стерлитамакский уезд
Покровская церковь – село Карагаево, Гафурийский район
Покровская церковь на берегу лесной реки Мендим – едва ли не единственный деревянный храм в Уфимской губернии, который при социализме сохранился в первозданном великолепии. Хотя богослужения здесь не велись: последний священник Алексей Стрежнев был арестован и погиб в лагерях в начале 1930-х годов, а его сыновья, как «поповские дети», сгинули в штрафбате в годы Великой Отечественной войны.
До конца 1980-х в церкви располагались клуб и магазин, что хоть и плохо само по себе, но способствовало сохранению самого здания. Фотографии тех лет свидетельствуют, что Карагаевская церковь находилась во вполне приличном состоянии. Тогда можно было отреставрировать храм, средств понадобилось бы куда меньше, чем сейчас. Но в 90-е время было упущено. В 2010-е центральная двухсветная часть храма – неф (корабль) обрушилась внутрь, остались стоять величественная колокольня и алтарь.
Внучка последнего сельского священника много лет не переставала молиться о восстановлении храма. И в 2023 году чудо случилось – подвижники из благотворительного фонда «Твёрдая почва» во главе с уроженкой села Татьяной Хлёсткиной сотворили невозможное – начали возрождение храма. В мае 2024-го благодаря московским реставраторам проведён первый этап консервации здания. Шатёр колокольни спасен от обрушения.
Покровская церковь – с. Болотино, Аургазинский район
Болотино заселил переселенцами из Черниговской, Курской и Харьковской губерний богач Гаврила Болотин. По одной из версий, по его фамилии оно и было названо. Покровская церковь в селе возведена в 1897 году на просторной площадке, близ Т-образного перекрёстка главных улиц – Центральной и Ключевой. Строилась она на средства Гаврилы Болотина и барина Ушакова, жившего в приходской деревне Ушаковке. Последнего священника Михаила Тихановского расстреляли большевики, он стал новомучеником Церкви Русской.
В начале 1960-х годов Болотинскую церковь приспособили под сельский клуб, только тогда она была обезглавлена. В отличие от многих других деревянных храмов у Болотинской церкви благополучная судьба. Около 15 лет назад сельчане активно взялись за реставрацию: залатали крышу, застеклили окна, восстановили алтарь. И этот один из немногих в бывшей губернии храмов, где чудом уцелели брошенные с маковок подлинные кресты. На престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2024 года, они крестным ходом торжественно возвращены в храм с кладбища. Это укрепляет веру прихожан в то, что храм обретает вторую жизнь.
Бирский уезд
Церковь во имя апостола Иоанна Богослова, с. Братовщина, Калтасинский район
Храм строил камский купец Михаил Смагин в 1908-12 гг. Колокола в Братовщину торжественно везли по Каме, укрепляли мосты, меняли лошадей, в каждой деревне встречали, останавливались и служили молебны.
«Когда закрывали церковь, народ прятал иконы, хотя так было – обломок не возьмёшь! - вспоминают старожилы села. - Отбирали, наказывали, кто хранил иконы. Колокол, когда сбрасывали, лопнул, напополам раскололся. Язык огромный – два пуда, он долго валялся, до конца 50-х годов, ржавел, может, и сейчас где-то засыпанный там лежит. Самый активный, кто колокол снимал, тот коммунист удавился, и второй тоже».
Сегодня Братовщинская церковь – единственный сохранившийся памятник деревянного зодчества с уцелевшей колокольней на весь бывший Бирский уезд. Внутри сохранились даже остатки иконостаса, каменный амвон. Восьмерик с церковным куполом рухнули в 1960-х годах. Цоколь аккуратно выложен из большемерного красного кирпича, правда, кое-где его выламывают мародёры.
В 2005 году в храме была проведена частичная реставрация колокольни, но потом храм бросили на произвол судьбы.
Михаило-Архангельская церковь – с. Михайловка-Рухта, Аскинский район
Новую церковь вместо старой в селе было решено строить в 1913 году – к 300-летию династии Романовых. Инициатива полностью исходила от сельского священника отца Николая Милицына, и он даже удостоился лично преподнести модель строящейся деревянной церкви наследнику российского престола цесаревичу Алексею, который причислен к лику святых страстотерпцев. На храм было пожаловано 300 рублей, и эти деньги помогли закончить строительство.
Безбожники впоследствии снесли купол и пятиглавие храмовой части и приспособили здание под школу. Та же участь постигла в колокольню, причем из её среднего яруса сделали школьный туалет. Затем здесь был спортзал, а в эпоху перестройки работали кожемяки. Сейчас храм еле дышит – у изувеченного, пустующего здания выдраны полы, окна, двери, крыша провалилась в нескольких местах.
Оренбургская губерния, а теперь Башкирия
Николаевская церковь – с. Кананикольское, Зилаирский район
Построена в 1754-56 гг. с основанием одноименного медеплавильного завода. Ближе к концу XVIII века возведена новая (прежняя была сожжена в ходе Пугачёвского бунта), но и она сгорела. Нынешний храм – уже четвертый в селе, возведен в конце 1896 года. В 1930-е годы он был разорён и приспособлен под сельский клуб. В 90-е танцы здесь кончились, но местное население, потомки мосалей (малого субэтноса русских), так и не смогло найти средства для восстановления памятника.
Деревянный или каменный храм – неважно, в любом случае это намоленная святыня.— АиФ
Комментарий
Автор сборника «Гибнущие деревянные храмы Уфимской епархии», историк Павел Егоров:
«В издание включена информация о 23 православных деревянных церквях, которая собиралась в общей сложности более 20 лет. В 1990-е годы многие из них действительно ещё оставались в более или менее сносном состоянии и требовали гораздо меньших затрат на реставрацию. Сегодня они либо похожи на сараи, либо вообще превратились в руины. А ещё столько же, которые остались после советской власти, и вовсе не дожили до издания этого сборника в 2024 году. Деревянный или каменный храм – неважно, в любом случае это намоленная святыня. Если бы осознание этого у нас было, сейчас деревянных храмов у нас было не 23, а около 40.
Изучение возможности восстановления сохранившихся церквей с профессиональной точки зрения сдвинулось с мертвой точки благодаря участию московских реставраторов во главе с Андреем Борисовичем Бодэ в июне 2024 года. Они осмотрели некоторые храмы-памятники и подтвердили, что восстановить можно даже те, которые сейчас почти полностью разрушены! Поэтому главная цель издания – найти благотворителей. Дай Бог, найдутся неравнодушныелюди, которые осознают важность сохранения нашего православного наследия и имеют реальную возможность помочь!».