Примерное время чтения: 10 минут
867

«Позволили дерзость». Дирижер татарского хора – о шоу «Ну-ка, все вместе!»

Татарстанский камерный хор на шоу «Ну-ка, все вместе! Хором!» запомнился многим.
Татарстанский камерный хор на шоу «Ну-ка, все вместе! Хором!» запомнился многим. «Ну-ка, все вместе!» в ВКонтакте

Государственный камерный хор Республики Татарстан знаком поклонникам классического искусства во всех уголках России. Массовый зритель открыл его благодаря телепроекту «Ну-ка, все вместе! Хором!», где коллектив занял третье место. Исполнение песни «Ак калфак» (белый калфак - тат.) стало потрясением даже для далёких от музыки людей. В ближайшее время уфимцам представится уникальная возможность вживую насладиться мастерством артистов. Основатель и бессменный руководитель хора Миляуша Таминдарова в интервью «АиФ-Башкортостан» рассказала о том, как появился уникальный коллектив и почему он решил представить себя широкой аудитории.

Шоу стало вызовом

Светлана Шарипова, «АиФ-Башкортостан»: – Миляуша Амировна, как пришла идея участвовать в популярном шоу?

Миляуша Таминдарова: – У меня такое внутреннее устройство, что я редко каким-то событиям или возможностям говорю «нет», у меня всегда внутри всё-таки «да». Наверное, поэтому мы впрягаемся в какие-то, иногда кажущиеся для Государственного хора не совсем форматные вещи. Так и участие в конкурсе  «Ну-ка, все вместе! Хором!» было для нас вызовом!

Популярная музыка почему-то представляется антагонистом академического направления, но наша победа ещё раз подтвердила: нет академической, народной, эстрадной музыки, поп и джаз-рока – есть просто музыка плохая и хорошая, которая цепляет, убеждает. И мы рады, что позволили себе эту дерзость. А благодаря телевизионному формату о Государственном камерном хоре Татарстана узнали во всех уголках России, мы выступили амбассадорами татарской профессиональной хоровой музыки.

– Вы являетесь «родителем» хора – в 2007 году он был образован на базе основанной вами оперной студии Казанской консерватории. Откуда идея вывести её на государственный уровень?

– Это не моя идея. За это мы должны поблагодарить инициаторов – Айрата и Альфию Заппаровых. Айрат был тогда замминистра культуры Татарстана и вышел с инициативой создания Государственного камерного хора. Зиля Рахимьяновна Валеева, на тот момент министр культуры, посоветовавшись со специалистами, приняла решение о создании такого коллектива. Я тогда была руководителем хора оперной студии консерватории, и мы как раз отмечали своё 10-летие в Большом концертном зале, куда была приглашена и Зиля Валеева. Видимо, тогда у неё созрело желание предложить мне возглавить коллектив. Я действительно начала практически с нуля, с серьёзных кадровых, финансовых проблем. Благодаря Зиле Рахимьяновне мы получили роскошные костюмы, и уже через 2 месяца выступили в Петербурге.

А перед этим выступили на открытии Татарской филармонии, где свою горячую поддержку выразил наш президент Минтимер Шарипович Шаймиев. Тогда был дан старт этому, как оказалось, успешному проекту.

Ставить не руку, а тело

– Ваше дирижирование очень отличается от работы коллег. Ощущение, что каждую ноту вы проживаете. Это целый танец!

– Вы узрели в самый корень моей концепции сегодняшнего дирижёра хора. Я ставлю танец в приоритете как вид искусства. Считаю, движение первично, этим и обусловлена моя манера дирижирования. Поэтому спорю даже со своими учителями, с мэтрами, что нам ставят только руку. Я абсолютно убеждена: нельзя ставить дирижёрскую руку - надо ставить тело.

Потому что, если мы хотим целостного звука от певца, от коллектива, как должен существовать в этом дирижёр? Он управляет именно потоками этого движения, а не тактированием. Дирижёров много, а управляющих потоками очень мало.

Вот я была на спектакле, которым дирижировал Рудольф Нуриев. Сейчас многие считают, что можно дирижировать не обучаясь этому: поиграл на скрипке, на фортепиано – давай дирижировать. На самом деле это не так. Но вот он, не обучаясь профессии дирижёра, был убедителен, потому что понимал характер движения.

– Вы требовательный руководитель?

– Да, требовательный, грубый, азартный, страстный, способный на самые колкие комментарии, подчас оказываю жёсткое давление на самолюбие певцов. Считаю, что человек делает какие-то существенные вещи, выходя из зоны комфорта. Так устроена человеческая психика: в экстремальной ситуации он максимально задействует все процессы – слуховые, мышечные, действует быстро, ответственно, собрано, тогда, наверное, и получается хороший результат. Да, иногда я требую того, что они на сегодня, может быть, дать ещё не могут, но всегда ставлю сверхзадачу, тогда что-то получается, тогда это движение вперёд.

Выбор предопределён

– Вы выросли в творческой семье, перед вами открывались разные направления. Почему выбрали дирижирование?

– В нашей семье пели дедушка, мама… Басом, просто разрывающим слуховые мембраны, пел папа - он был горячим любителем классической оперы. Моя тётя Рашида Таминдарова была первой выпускницей Казанской консерватории и солисткой оперы, правда, из-за проблем со здоровьем недолго. Это было первое контральто Казанской консерватории. Назиб Гаязович Жиганов (ректор КГК. – прим. редакции.) говорил: «Это будущее Казанской оперы». К сожалению, этого не случилось…

Дома всегда был культ музыки. Каждое домашнее застолье завершалось моими менуэтами и ригодонами: папа не давал хлеба, пока я что-нибудь не сыграю. Многочисленные родственники слушали меня, а я лет с пяти чувствовала себя артисткой. Выходила из-за занавески и объявляла: «Выступает Миляуша Таминдарова» и пела «Чёрный кот». Я садилась за трюмо, как за пианино, закатывала глаза и орала сутками. Видя моё рвение к песне, к музыке, папа купил мне пианино – но поскольку мы жили бедно, пришлось взять в кредит. Для нашей семьи это был настоящий героизм, за что я с благодарностью его вспоминаю.

– Знаю, ваш дом всегда был полон не только музыкой, но и знаменитыми гостями…

– Муж папиной сестры Сулейман Юсупов – прославленный татарский певец. Он целые концерты в застолье давал. К нам в дом были вхожи буквально все, в том числе Ильхам Шакиров. Поэтому у меня не оставалось другого выбора как музыкальное училище, потом консерватория и так далее. А почему вырулило на дирижирование? В какой-то момент у меня открылся голос – красивое редкое меццо и все говорили, что мне надо заниматься. Была мысль пойти на вокальный факультет, но, видимо, впечатлил пример тёти...

У вокалистов тяжёлый хлеб: партии нет, рост или вес не соответствует – и всё, ты на обочине. Кроме того, я с детства любила пристраиваться, мне всегда было интересно петь вторым голосом. Потом в школе, когда я поняла, как это здорово, когда ты садишься за пианино и начинаешь подбирать, петь, а тут ещё и выстраиваешь созданный уже тобой в 4-м классе ансамбль, ты всегда в авторитете. Это тешило мое честолюбие и очень увлекало. Я была такая «прима» со школы, громче всех пела, играла, подбирала. Поэтому, собственно, и выбора-то у меня особо не было.

Творческий дух семьи

– Вы – медийная личность, яркий общественный деятель. Это требует много сил и времени. Как совмещаете это с семейными заботами?

– Благодарю Всевышнего за то, что наградил меня такими детьми! У меня замечательный сын, очень хороший музыкант, мой товарищ, создатель музыкальных проектов. Я всегда на концертах шучу, что вырастила себе лучшего барабанщика, какого только могла создать природа. Он известен наверно многим, потому что является барабанщиком прославленного певца Димаша Кудайбергена. Его видят на сцене во всевозможных проектах, в том числе в Татарстане, иногда он выступает и со мной. Он не только замечательный музыкант, но и прекрасный отец двух пацанов, моих внуков. Дочь – тоже творческий человек, с хорошей художественной интуицией, она проектный менеджер. Часто делает мне критические замечания, внимательно следит за моей артистической жизнью.

– А какая вы мама и бабушка?

– Сказать что образцовая, никогда себе не позволю, потому что я не мать в общепринятом понимании. Когда дочери было полгода, я открыла хор оперной студии и начала создавать новый коллектив. Поэтому мои дети росли с пониманием того, что мама делает какое-то большое дело.

Я воскресная бабушка, которая раз в неделю старается испечь внукам блины, пообщаться с ними, но чтобы носиться с ними… Когда  у тебя 41 концерт за полтора месяца, трудно быть хорошей бабушкой. Слава Аллаху, у меня замечательная сноха, которая закрывает эту нишу, всецело занимается детьми. Но ни один из них никогда от меня ничего не потребовал, ни разу не высказал обиду. Но, наверно, всё-таки мать – это не «соплевытиралка», а пример. И я радуюсь, когда вижу, с каким азартом они живут свою жизнь, любят своё дело. Приятно осознавать, что я родила для себя двух больших друзей.  

– В Уфе вы впервые выступили недавно, на концерте юбилея телеканала «Туган Тел». Как вам уфимский зритель?

– Он замечательный! Честно говоря, не понимаю, как получилось, что за 15 лет мы впервые приехали в Уфу? Все годы я очень хотела сюда. Во-первых, меня связывают тёплые отношения с худруком и главным дирижёром Государственной академической хоровой капеллы Башкортостана Алсу Афгановной Хасбиуллиной – это прекрасный тонкий музыкант, несколько казанских ребят, работающих у неё в хоре, сначала пели у нас. Во-вторых, у меня в Уфе родственники, которых я давно не видела, и мы с радостью встретились. Уфимский зритель - чудесный и очень благодарный.

– У уфимской публики появилась счастливая возможность оказаться в потрясающей атмосфере творчества Государственного камерного хора Татарстана. Что их ждёт?

– Мы покажем разнообразную программу, в которой прозвучит музыка разных народов: наряду с татарской, будет чеченская, грузинская, и много всякого. Потому что дружба народов – наше кредо, это не просто слова, это суть нашей жизни, нашей интонации. В нашем репертуаре песни более чем на 40 языках. Мы хотим показать, что мир един, неповторим и мы не готовы отказаться от музыки ни одного народа, какая бы политическая ситуация ни была.

Уфимский зритель точно будет вовлечён в музыкальный процесс. Во-первых, где бы мы ни были, наши всегда концерты заканчиваются пением с залом, на наших концертах все обязательно поют с нами хором песню, которая всем известна.

Кроме того, мы везде создаем сводный хор того города, в который попали, а уж в Уфе, которая дала миру столько прекрасных певцов, столько всего красивого – тем более.

– И кто выступит в этом хоре?

– Мы готовим сводный хор Уфы – в нём примут участие студенты института искусств, а также дети. Видимо, природно-географический ландшафт, где начинаются Уральские горы, рождает у башкир другие песни - это другая мелизматика, длиннее дыхание. Преклоняюсь перед тем, сколько дала Башкирия феноменальных певцов, а главное – создала феноменальных песен, которые, конечно же, есть в нашем репертуаре. Мы приглашаем всех на наш концерт, в котором будет много популярной музыки, любимых хитов, в том числе тех, которые пели на «Ну-ка, все вместе! Хором!». Гарантирую: если кому-то станет скучно, верну ему деньги за билет из личных сбережений - я всегда так шучу. Пока, слава Аллаху, ещё никто не попросил. Так что ждем уфимского слушателя, любим его, ценим традиции вашего народа и хотим дружить вечно!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах