В Уфе 18-19 февраля состоялся форум «Муниципалитеты – территория роста». На него собрали около 250 недавно избранных глав сельских поселений. Обсуждались точки роста этих низовых муниципальных образований, их проблемы. И сложилось впечатление, что пациент скорее мёртв, чем жив. А руководители сельсоветов – это сапожники без сапог.
Напряжённый труд
На пленарном заседании в позитивных докладах выступающих периодически проскальзывали тревожные нотки. Исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований РБ» Борис Нурисламов заметил, что местное самоуправление является «очень ответственным уровнем власти», работа глав поселений достаточно напряженная, но при этом ресурсы, которыми они располагают, ограничены.
О проблеме взаимодействия власти и народа говорил Михаил Шевелёв - руководитель офиса консультантов инициативного бюджетирования (это форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления путем выдвижения инициатив по расходованию средств бюджета, - ред.) из города Киров. Он призвал работать с населением, взаимодействуя с наиболее активной её частью.
«Отсутствие диалога всегда ведёт к повышению рисков завтрашнего дня, - пояснил он. - В первую очередь, это социальные проблемы. Мы с вами видим, как при реализации федерального проекта «Экология» отсутствие у власти умения общения с населением приводило к возникновению проблем на ровном месте. Когда хорошие проекты местными жителями изначально воспринимались в штыки».
Правила игры постоянно меняются: в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с 2003 года внесено более 170 изменений.
Оживление присутствующих вызвало выступление юриста из Оренбурга Виктора Щепачева. Он рассказал, что 90% населения России не знают Конституцию страны, а «это порождает низкую правовую культуру, а значит, граждане перестают быть участниками общественных отношений». По его мнению, современные формы участия населения в местном самоуправлении не работают, так как у людей отсутствует стимул. Вместе с тем он уверен, что «сегодня растёт правосознание населения».
Возмутился он и тем, что в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с 2003 года внесено более 170 изменений.
«Постоянно меняются правила игры, - сделал вывод докладчик. - Надо установить на это мораторий, чтобы муниципальные служащие успели изучить новации, постарались применить их на практике».
Он также обратил внимание на то, что сельсоветам передают полномочия без достаточного объёма средств.
«Наделяют ими, и даже не спрашивают», - пояснил он.
Так, по его мнению, произошло с вступлением в силу в прошлом году федерального закона об обращении с животными.
«Никого не интересовало, а справятся ли органы местного самоуправления с бездомными собаками, - отметил он. - Десять лет всё рассуждали: а кто же будет ими заниматься. В итоге полномочия передали району, а тот сельсовету. А это содержание питомников, мероприятия против размножения животных. Это деньги».
Мальчики для битья
Сами главы сельских поселений выполняли на пленарном заседании роль слушателей, но получили возможность высказаться на круглых столах. На одном из них преподаватель Башкирской академии государственной службы и управления при главе Башкирии Марат Халиков рассказал, как в идеале должны осуществляться успешные практики участия населения в решении вопросов местного значения. Но те, кто работает «на земле», вывалили на голову теоретика свою правду жизни.
«У нас рабочий день начитается с электронной почты, - высказался один из участников. – Каждый день установки и требования отчётов от вышестоящих инстанций, прокурора, главного архитектора района. Постоянно отписками занимаемся».
«Сколько сейчас контролирующих и надзирающих органов, и они всё пытаются свалить на органы местного самоуправления, - поддержал его Виктор Щепачев. - Нужен утверждённый свод данных, который должны сдавать муниципалы. Органы прокуратуры обязаны не карать, а помогать, предупреждать. А то - представьте, сообщите…»
Один из участников мероприятия выступил в защиту сотрудников надзорного органа.
«Они в этом не виноваты, у правоохранителей действует палочная система, - объяснил он. – Руководство смотрит статистику. В этом районе выявлено 15 нарушений, в другом только три. Почему? Значит, районный прокурор не работает. Сотрудники на местах не хотят с нами сориться, их заставляют, они предлагают нам подписать предписание с минимальным штрафом».
Когда ты идёшь главой муниципального образования, такой крест на тебе, ты должен знать 26 тысяч федеральных законов. А кто этому учит?
Виктор Щепачев поднял и другую проблему. Глава муниципального образования, по закону, высшее должностное лицо, как и президент страны и губернаторы регионов. А значит, он должен и зарплату получать самую высокую в муниципалитете. А на деле это от 15 до 25 тысяч рублей, а при этом у заведующего местным клубом - 30 тысяч. Кроме того, главу сельсовета «строят» и штрафуют санэпиднадзор, пожарная инспекция и т.п.
Итогом всего этого комка проблем, как подытожили на форуме, является текучесть кадров. Человек, пришедший на эту должность, и видящий всё первоначально в розовом свете, столкнувшись с печальной реальностью и не желая быть мальчиком для битья, увольняется.