Примерное время чтения: 4 минуты
263

Пошли в рост. Что будет с ценами в Башкирии в 2019 году?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 05. АиФ-Башкортостан № 05 30/01/2019
Январское повышение - только первый этап роста цен.
Январское повышение - только первый этап роста цен. pixabay.com

О том, что с нового 2019 года продукты ударят по кошельку, эксперты говорили с прошлого лета. Причин было несколько: повышение НДС с 18 до 20%, рост цен на бензин, ослабление курса рубля и, как результат, рост инфляции. За дополнительную нагрузку на бизнес неизбежно должен был заплатить потребитель. Эксперты озвучивали пугающие прогнозы – от 10 до 30%. Уже через неделю после новогодних каникул Башстат выдал первую статистику.

Только начало

С 9 по 14 января одновременно подорожали несколько видов продуктов: говядина, куры, сосиски и сардельки, вареная колбаса, сметана, сыры, чай, мука, хлеб, печенье, рис, макаронные изделия, картофель, капуста, лук, морковь, помидоры и яблоки. Изменение пока незначительно - от 0,1 до 3,6 %. Больше всего выросли в цене морковь (3,6%), капуста и вермишель – на 2,7% и 1,8% соответственно.

По некоторым продуктам, наоборот, наблюдается снижение – от 0,1% до 6,6%. Подешевели свинина, полукопчёная колбаса, мясные консервы, мороженая рыба, сливочное и подсолнечное масло, маргарин, молоко, творог, яйца, сахар, гречка, шоколадные конфеты, соль и пшено. Больше всего снизилась цена на огурцы. На прежнем уровне осталась баранина: около 370 руб. за килограмм.

Реальность, как всегда, отличается от статистики: усреднённый показатель рассчитывается по данным разных торговых точек в разных населённых пунктах. Разброс по категориям продуктов достаточно широк: так, в Уфе десяток яиц можно найти от 65 до 100 рублей, булку хлеба - от 35 до 54 рублей, пакет молока – от 40 до 80 рублей.

Наживаются на НДС

Эксперты сходятся во мнении, что продукты подорожали не из-за роста НДС. Председатель Башкирской торговой ассоциации Фарит Гиндуллин считает, что пока можно говорить лишь о сезонном повышении. По его словам, предприятия розничной торговли пока к этому не причастны, но скоро это произойдет. Эксперт прогнозирует рост в течение года на 3-4% в квартал.

«Мы – завершающее звено, - отмечает Ф.Гиндуллин. – Ритейлеры поднимают стоимость  только тогда, когда её уже подняли производители, поставщики. Возможно, предприятия только «просыпаются» после новогодних каникул, до торговли волна пока не дошла. Первое повышение ожидаем в конце января-начале февраля».

Впрочем, представители других звеньев продуктовой цепочки с таким мнением не согласны. Так, сельхозпроизводители утверждают, что главные виновники роста - торговые сети и переработчики. Они, а также поставщики, по мнению руководителя одного из сельхозпредприятий Башкирии целенаправленно раздувают ажиотаж вокруг  НДС, тем самым оправдывая накрутку.

«На НДС наживаются все, только не сельхозпроизводители, от нас ничего не зависит, - говорит собеседник. – Мы не можем продать сырьё дороже, у нас его просто не возьмут переработчики. Сегодня я, например, сдаю молоко за 21 рубль, и даже за 22 рубля у меня его уже не берут. А за сколько вы его покупаете в магазине? Больше всего  накручивают торговые сети. Они раздули ажиотаж вокруг НДС. Но ведь это ничтожные суммы – по две копейки с рубля. Развели панику и стригут деньги с народа!»

Эксперт по торговле Данил Немчинов отмечает, что накрутка происходит на всех этапах движения товара «от поля до прилавка».

«В продуктовых сетях на скоропортящиеся товары накрутка до 10%, на те, которые можно покупать раз в месяц, – 35%, на остальные – до 100%, – отмечает Немчинов. – Поскольку спрос сокращается, а себестоимость растёт, но маржу снижать никому не хочется, подорожание неизбежно на каждом этапе. И большую долю здесь составляют затраты на маркетинг – упаковку, продвижение марок, рекламу и мерчендайзинг».

Больше за меньшее

То, что за продукты теперь приходится платить больше, обратило внимание горожан ещё на одну проблему: на прилавках всё больше товаров меньшей массы за те же деньги. Уже не первый год покупателям предлагают 900 мл молока вместо литра, сливочное масло массой 180 г вместо 200, шоколад по 90 г вместо 100.

Ранее эта практика активно не обсуждалась, но около недели назад стала поводом для возмущения в связи с появлением на прилавках «девятков» яиц. В ряде магазинов и вовсе выставили упаковки по 6 яиц.

«Этот ход маркетологи применяют давно, но почему-то потребители обратили внимание только сейчас, - говорит председатель «Молочного союза Башкортостана» Ильдар Файзуллин. – Законодательных ограничений для производителей и переработчиков здесь нет, поэтому они имеют полное право уменьшать массу товара. При этом, конечно, он должен быть дешевле, чем товар с большей массой».

Комментарий

Начальник информационно-аналитического управления администрации Уфы Марсель Байдавлетов:

«Антимонопольные требования запрещают органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления понуждать хозяйствующие субъекты продавать товары по определённой стоимости. Федеральные надзорные органы – прокуратура, УФАС – контролируют, чтобы торговля и переработчики не допускали необоснованного роста».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах