Пандемия внесла коррективы во все сферы жизни. И в том числе изменила финансовое поведение потребителей. О том, насколько охотно люди сегодня берут кредиты и делают накопления, как справляется с новыми вызовами бизнес и что изменилось в работе финансовых организаций, рассказал управляющий банком «Открытие» в Республике Башкортостан Айдар Зубаиров.
В плюс по всем направлениям
Наталья Кузнецова, UFA.AIF.RU: Айдар Сабирович, пандемия принесла сложности для многих субъектов экономики. Как банк «Открытие» справился с новыми вызовами, каковы результаты работы в Республике?
Айдар Зубаиров: По состоянию на 1 июля 2021 года совокупный кредитный портфель банка «Открытие» в Башкирии составил 11,5 млрд рублей. В сравнении с показателем на 1 июля 2020 года – увеличение на 32%. Могу сказать, что это довольно серьезный прирост для банковской сферы.
Наилучшие результаты за 1 полугодие 2021 г. продемонстрировало розничное кредитование. На 1 июля кредитный портфель по нему составил 9,3 млрд рублей, рост за год на 47%.
Драйвером роста стала ипотека. Наши продукты являются одним из «локомотивов» в этом плане: и по ставке, и по условиям предоставления кредитов. Также мы вошли в ТОП-3 российских банков по показателям рефинансирования. Это говорит о том, что люди брали ипотечные кредиты в разных банках, по разным ставкам, а в итоге нашли у нас более выгодные и удобные для себя условия.
Как следствие, ипотечный портфель на 1 июля 2021 года составил 4,7 млрд рублей, увеличился за прошедшие 12 месяцевна 60%. Спросом пользовались и кредиты наличными (+30%). кредитные карты – рост на 65% по сравнению с показателями на 1 июля 2020 года.
– А какие показатели по кредитам для малого и среднего бизнеса?
– Эта работа также продолжается и фиксируется рост.Портфель кредитов МСБ превысил 2 млрд руб,что на 42% больше чем по данным на 1 июля прошлого года.За первое полугодие предпринимателям Башкортостана были выданы кредиты на общую сумму 1 млрд руб.
Также отмечу высокий уровень доверия клиентов в сегменте Private banking. В частности, объем средств данной категории клиентов, размещенных на депозитах, счетах «до востребования» и накопительных счетах, по состоянию на 1 июля 2021 г. увеличился на 71%.
Услуги онлайн и отложенный спрос
– В пандемию многие услуги ушли в онлайн. Прослеживается ли этот тренд в банковской сфере?
- Конечно. В том числе поэтому многие банки сейчас сокращают число отделений. Вторая причина – не все кредитные организации готовы содержать офисы, это достаточно дорогое удовольствие. Мы совершенствуем набор передовых цифровых сервисов и инструментов, но в этом плане придерживаемся «золотой середины». Да, мы видим, что клиент уходит в цифру. 30-40% наших клиентов используют только интернет-банкинг. Через полтора-два года мы ожидаем, что их будет уже 60% от общего числа. У нас третий год тратятся значительные суммы на IT-инфраструктуру.
Но при этом людям все равно нужны консультации, например, при оформлении сложных банковских продуктов. К тому же наличие офисов с фирменным оформлением, качественной организацией предоставления услуг – обязательное условие для того, чтоб банк знали.
Сейчас мы открываем обновленные офисы нового формата обслуживания. На днях такое отделение начало работу в Стерлитамаке. Вообще, с 2017 года мы не просто оптимизируем сеть, а планомерно продумываем новые локации. Например, планируем открыть офис с кофейней в творческом пространстве «Арт-квадрат» в Уфе. Вообще мы идем креативным путем. Например, у нас в офисе всегда живые цветы. Это удовольствие не дешевое, зато совсем другой антураж.
– Как изменилось поведение клиентов в части выбора банковских продуктов?
– Мы фиксируем, что, с одной стороны, люди начали более осторожно принимать решения. В начале 2020 года многие находились «в режиме ожидания». Но когда уже стало понятно, что все открывается, мы увидели отложенный спрос, когда люди начали активно брать кредиты, в частности ипотеку. И в целом наши показатели свидетельствуют: у клиентов пришло понимание, что коронавирус есть, но жить дальше надо.
Работа для людей
– Какому числу жителей республики вы сегодня предоставляете услуги, и какой среднестатистический портрет вашего клиента?
– Общее число клиентов банка в Башкортостане на 1 июля 2021 года составляет более 48,1 тыс. человек, из них почти 2,5 тысячи предпринимателей. По возрастному составу, уровню доходов состав достаточно разнообразный. Много и молодежи, и, например, пенсионеров, которые достаточно легко пользуются, в том числе, нашими банковскими интернет-услугами.
– Как вы оцениваете финансовую грамотность населения?
– По данному направлению у нас есть специальная программа. В Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации мы открывали учебный класс, проводили семинары по различным банковским продуктам. Мы также постоянно участвуем в семинарах и обучающих мероприятиях для жителей совместно с органами государственной власти. В целом, могу сказать, что ситуация улучшается.
– Рост в 30-60% - это, безусловно, показатель эффективной работы. А ставите ли вы задачу его превысить?
– Планы у нас амбициозные. Сейчас мы идем нормально, выполняем все поставленные задачи и даже идем с превышением. Это доказывает, что мы следуем верной стратегии развития. К концу года постараемся, чтобы прирост по основным показателям превысил 100%. Мы планомерно увеличиваем долю на рынке банковских и финансовых услуг в Республике и продолжим работать на благо граждан и в дальнейшем.