Инвестиционная компания Bragin&CO вкладывает средства в малый и средний бизнес. Небольшое семейное дело с бюджетом в 160 тысяч рублей превратилось в многомиллионный инвестиционный портфель. В нем сеть автомоек Cooga, edtech-платформа Like Центр, голосовые роботы Tomoru и «Додо Пицца». О том, как компания завоевала свое место на рынке, рассказал ее сооснователь Николай Брагин.
Как армия стала предпосылкой к инвестициям
«Я никогда не мечтал быть предпринимателем, особенно инвестором. Учился на юрфаке в Самаре, на четвертом курсе пошел работать помощником следователя в прокуратуру. В 23 года мне пришлось оставить учебу и пойти служить в армию.
Возможно, это прозвучит банально, но из меня армия сделала человека. Я стал дисциплинированным, из-за большого количества свободного времени прочитал много бизнес-литературы и книг об инвестициях. Меня вдохновила история успеха Уоррена Баффета и идея зарабатывать пассивно.
Решил не возвращаться в юриспруденцию после армии, а строить свой бизнес и заниматься инвестициями. В 2008 году я устроился в самарское отделение международной инвестиционной компании ING. Там занимался страхованием жизни клиентов. Тогда этот рынок в России только развивался. Его объем составлял 0,57 млрд евро. Для сравнения, в гораздо меньшей по размерам и численности населения Словакии на тот момент он уже достиг 1,1 млрд евро. В ING уделяли много внимания обучению сотрудников. Мне удалось пройти несколько тренингов и хорошо прокачаться в продажах.
Собственный опыт в бизнесе
Одновременно с работой я начал заниматься бизнесом. Причем, это были несколько компаний с разными сферами деятельности. Я стремился получить обширный предпринимательский опыт. Позже он мне пригодился в инвестировании. Я смог выделить для себя несколько правил, которые помогают мне и сегодня оценивать компании до вложений в них. Перспективный проект или бизнес должен:
Иметь долгосрочную стратегию отстройки от конкурентов
Бренд может успешно развиваться в «голубом океане», но как только появятся конкуренты — быстро «утонуть». Так было с клининговым сервисом, в развитии которого я принимал участие. Среди его клиентов были «Сбербанк» и РЖД, а когда появились конкуренты — компания сдала позиции, потому что не продумала отстройку и защиту от них.
Видеть реальные перспективы ниши
В 2010 году не было повсеместного мобильного интернета. Поэтому мы с партнерами открыли несколько интернет-кафе. Хорошо на этом заработали, но как только поняли, что вскоре интернет будет доступен в каждом смартфоне — закрыли бизнес. Всё-таки уйти нужно уметь.
Находить новые направления для развития
Однажды в клининге мы заметили, что у клиентов, кроме уборки, есть запрос на обслуживание их офисов: сантехники, освещения и других систем. Мы купили 60% компании, которая этим занималась, закрыли потребности постоянных клиентов и стали предлагать их новым. В результате у нас вырос средний чек, клиенты стали лояльнее.
Находить конкурентные преимущества на «алых» рынках
На «алых» рынках очень высокая конкуренция со сформированным спросом. Впервые я столкнулся с такими условиями в сети шиномонтажных мастерских. Мы открыли их с партнером-инвестором. Хотелось найти легкий путь, например, демпинговать. Но это снижало маржинальность бизнеса. Поэтому я сделал ставку на качественный сервис. Это помогло нам преодолеть конкуренцию.
Научиться работать с крупными клиентами
Мы с партнером продавали оборудование для горнорудной и нефтедобывающей промышленности (долота для бурения и пр.). Закупали их у производителей и предлагали крупным компаниям. Тогда нам нужно было научиться выходить на ЛПР (лиц, принимающих решения). Для этого мы разобрались в тонкостях проведения электронных торгов и исполнения контрактов. Небольшим поставщикам очень важно понимать, как выстраиваются коммуникации в крупных компаниях.
Долгожданное инвестирование
В 2015 году я открыл инвестиционную компанию Bragin&CO. Начинал с родственниками, поскольку коммандитному товариществу нужны были минимум три учредителя. Моя сестра вложила 100 тысяч рублей, двоюродный брат жены – 50 тысяч, а я – всего 10 тысяч. Тогда у меня была большая дебиторская задолженность со стороны бывших партнеров по прошлым проектам. С одной стороны, мне много должны, а с другой — я без денег.
Первым проектом, в который мы вложили средства, стала компания «ГлобалСервис». Она сдавала в аренду ковровые покрытия для деловых, торговых центров, различных мероприятий и меняла их с определенной периодичностью. Мы закупили для компании оборудование для чистки ковров. Какое-то время я даже сам возил эти напольные покрытия в торговые центры до тех пор, пока у нас не появилась команда.
К Bragin&CO я подошел максимально основательно. С самого начала разработал систему отбора перспективных проектов. Тогда мы не могли позволить себе инвестировать большими чеками. Мы рассматривали компании, которые находились на начальных стадиях своего развития, либо испытывали временные трудности. Мой предпринимательский бэкграунд помог найти векторы развития и для них, и для партнеров.
Новые проекты
Инвестиции не гарантируют быструю прибыль, а в деньгах я нуждался остро. Бывшие партнеры не торопились с выплатами. А у меня на тот момент была беременна жена. Долгосрочные инвестиции — это прекрасно, но исправлять финансовое положение нужно было здесь и сейчас.
Тогда в Самару зашли Uber и Яндекс.Такси. Поначалу они платили очень хорошо. И да, я пошел работать в такси!
У меня была хорошая машина. Я вставал в 6 утра, до 10 часов подрабатывал в такси. Затем ехал в офис. Там работал до 6-7 часов вечера, а затем снова ехал таксовать. Денег, которые я зарабатывал, хватало на жизнь и зарплату сотрудникам.
Тем временем «ГлобалСервис» активно развивалась. В 2016 году я вложил средства в собственную консалтинговую компанию «Держава». Точнее, это был мой совместный проект с партнером. Мы оказывали услуги по юридическому и бухгалтерскому сопровождению.
Несмотря на то, что у меня юридическое образование, я взял на себя бухгалтерию. Сидел и разбирался, как устроена 1С и другие бухгалтерские программы, общался с бухгалтерами, которые раньше вели учет в моих компаниях. «Держава» развивалась, но со временем партнер перестал участвовать в делах, и мы выкупили его долю. Сегодня компания полностью принадлежит нам и усиливает наш портфель, занимается юридическими и бухгалтерскими вопросами других наших фирм и внешних клиентов.
Раньше из-за небольшого капитала мы вкладывались в небольшие стартапы. Развивали их и продавали дороже. Размер инвестиций составлял 50-300 тысяч рублей.
В 2019 году мы поняли, что готовы развиваться активнее. Начали привлекать внешних инвесторов. Вложили чуть больше 1,5 млн рублей, а привлекли почти 3. Тогда вместе с внешними инвесторами мы вкладывали средства в сеть умных парикмахерских «Хэдлайнерс». На тот момент я еще не умел привлекать инвесторов профессионально, просто обзванивал своих знакомых. Они и стали первыми инвесторами Bragin&CO. Вложения некоторых из них составляли всего 10 тысяч рублей. Тем не менее, они становились совладельцами активов компании.
Тем временем я обучался в инвестиционных фондах. Мы разработали собственную методику оценки перспективных проектов, в которые стоит вкладывать средства. Также мы создали отдел по привлечению инвестиций, который начал системно работать с внешними инвесторами.
В результате у нас получились следующие цифры:
- в 2020 году мы вложили 1 млн 557 тыс. рублей собственных средств и привлекли 1 млн 690 тыс. рублей;
- в 2021 году вложили 15 млн 600 тыс. рублей собственных средств и привлекли 32 млн 166 тыс. рублей. В 2021 году нам удалось сделать несколько удачных инвестиций, среди которых сеть автомоек Cooga, платформа по созданию умных роботов Tomoru, сообщество предпринимателей Like Центр, маникюрные салоны SiNails. Позже компания Tomoru заняла 15-е место в ТОП-100 стартапов по версии Inc.Russia. А инвестиции в Like Центр помогли нам заработать 180% за 10 месяцев;
- в 2022 году мы купили акции «Додо Пиццы». Часть портфеля разместили на фондовой бирже. Наши ряды пополнили опытные и успешные инвесторы. Прежние портфельные проекты продемонстрировали рост. Сеть SiNails открыла новые салоны. Tomoru получил большую выручку, по сравнению с предыдущими годами.
Предпочтение – лидерам рынка
Со временем нам удалось прийти к тому, чтобы каждое наше последующее вложение было успешнее предыдущего. По мере нашего развития менялся и подход к оценке проектов, ведь он во многом зависит от наших целей. Сегодня они стали более глобальными и масштабным, поэтому, выбирая компанию для вложений, мы отдаем предпочтение:
- лидерам рынка. Нас интересуют как действующие лидеры рынка, так и компании, претендующие на лидерство в ближайшие годы, например, перспективные стартапы;
- компаниям с сильной командой. Успех бизнеса во многом зависит от уровня компетенций людей, которые работают над проектом, а также от коммуникаций в коллективе;
- бизнесу, который будет развиваться долгосрочно. Мы не инвестируем краткосрочно, не работаем, как фонды, которые планируют выходить из бизнеса через 5-7 лет. Горизонт нашего планирования составляет 20-40 лет. Этим мы отличаемся от большинства инвестиционных компаний;
- низкой стоимости привлечения капитала. Это обеспечивает высокую доходность членам нашей команды.
Дальше — больше
Сегодня наше главное правило в инвестициях — взвешенный подход. Мы длительное время наблюдаем за компанией, в которую планируем вкладывать средства. Изучаем открытые данные, big data, используем собственные критерии оценки.
Перед тем, как купить акции «Додо Пиццы», мы следили за деятельностью компании год. Покупали бумаги по выгодной стоимости, опирались на свой опыт. Через 5 дней состоялось ежегодное собрание акционеров. На нем объявили о возможности обратного выкупа акций по цене на 39% выше той, которую мы заплатили. Так за 5 дней мы заработали 39%. И это не случайное совпадение. Мы стараемся находить и прогнозировать такие точки роста, чтобы обеспечить высокую доходность нашим инвесторам.
Мы планируем активно развивать компании, в которые будем инвестировать на начальных этапах их деятельности. Стремимся делиться своей экспертизой, которая, как мы считаем, поможет им занять свое место на рынке.
В ближайшее время у Bragin&CO стартует консалтинговое направление, в рамках которого мы будем помогать предпринимателям выстраивать бизнес-стратегии. У меня в этом большой опыт. С 2018 года я помог 197 подопечным. Это владельцы бизнеса разного масштаба, в среднем на бизнес каждого приходилось около 2,5 млн рублей чистой прибыли в месяц.
Также в 2023 году мы запустили формат регаты для предпринимателей в Турции, а уже в марте 2024 регата пройдет в Тайланде. Это неделя яхтинга и водных активностей в компании инвесторов и бизнесменов, нетворкинг, полезные знакомства и интеграции. И конечно же, яркие впечатления в одном из красивейших мест планеты. Мы не только вместе работаем, но и проводим досуг. Считаем, что активный отдых и неформальное взаимодействие помогают предпринимателям выстраивать бизнес-комьюнити нового актуального формата. Когда бизнес и инвестиции становятся не работой, а жизнью.
Моя цель — вывести Bragin&CO в топ-10 международных инвестиционных компаний. Начнем с Азии, а затем перейдем в Европу. Пока многие смотрят на нас, как на любителей, ворвавшихся на рынок профессионалов со своим подходом. Мы хотим доказать, что оказались на нем не случайно и уже сделали в этом направлении важные шаги. Недавно мы реорганизовали небольшое коммандитное товарищество в акционерное общество. Сейчас проходим процесс трансформации в профессиональную инвестиционную компанию. Мы поменяли не только организационно-правовую форму, сделали ребрендинг, но и изменили стратегии, внедрили более экспертный и профессиональный подход к оценкам и всем бизнес-процессам. Теперь делиться своими кейсами с вами будет АО «Амера».