На 19 апреля состояние четверых пострадавших в происшествии в школе № 1 Стерлитамака (Башкирия) остается стабильным с положительной динамикой. Следователи выясняют детали обстоятельства, проводят допросы причастных лиц, которые должны прояснить картину случившегося. Подросток сейчас задержан, но продолжает проходить лечение в больнице, находясь под охраной.
Эксперты, изучающие ситуацию, считают, что взрослые могли бы не допустить этого происшествия, ведь мальчик подавал сигналы.
«Директор был поставлен в известность»
Уполномоченный по правам ребенка РФ Анна Кузнецова, комментируя ситуацию, сообщила, что напавший мальчик воспитывается в полной семье. Он не раз высказывал суицидальные мысли, из-за чего конце 2017 года был поставлен на внутришкольный учет. С родителями провели беседу, они приняли необходимые меры оказания помощи ребенку и обратились к соответствующим специалистам.
Перед тем как напасть, мальчик рассказал о своих планах бывшей однокласснице из другой школы. Девочка рассказала своей маме, которая незамедлительно поставила в известность директора школы, в которой учился мальчик. Директор вызвал родителей подростка и провел с ними и с мальчиком профилактическую беседу.
Сейчас, по ее словам, уточняется, какие отношения были в коррекционном классе между детьми, не издевались ли над парнем из-за особенностей его развития.
«Много вопросов возникает к системе профилактики, почему она не сработала должным образом, если известно, что ребенок состоял на внутришкольном учете. Проверяется квалификация школьного психолога, выясняется насколько правильно он смог организовать работу с ребенком и его родителями. Кроме того, возникает вопрос – почему мальчик со своей бедой пошел не к родителям, а к своей подруге? В любом случае, несмотря на целую череду похожих ситуаций в регионах, в данном случае – риски были недооценены», – говорит омбудсмен.
Глава региона Рустэм Хамитов во время прямой линии, прошедшей 19 апреля, прокомментировал случившееся. Он считает, что причина не только в том, что дети сидят в интернете, состоят в сомнительных группах. «Это лишь верхушка айсберга» - сказал он.
Он считает, что главной проблемой является «недостаток общения, любви к такого рода детям». Дети с особенностями развития, по его мнению, требуют еще большего внимания и глубокого отношения. Тем более если ребенок, как было в этом случае, подавал окружению сигналы о своём состоянии.
«Давление, жестокость в отношении этих детей, то, что называют травлей, к сожалению, имеет свою оборотную сторону. Эти ребятишки не выдерживают такого давления и, собственно говоря, идут на такие поступки», - сказал он.
По данным главы, в этой школе работал только один психолог на 880 человек, который, возможно, не справлялся с нагрузкой.
«Мы должны понимать, что и воспитательные процессы в школах должны соответствовать сегодняшним требованиям. Мы должны освободить учителя от рутины, бесконечной писанины, отчётности. Надо, чтобы учитель работал с ребёнком, а не с бумагами. С бумагами пускай чиновники работают, а учитель должен работать с ребёнком», - считает он.
«Детям с особенностями нужны адаптированные условия»
Председатель комитета по образованию, культуре, спорту и молодёжной политике Госсобрания Башкирии Эльвира Аиткулова:
«С точки зрения этики вопрос раздельного образования для детей с особенностями здоровья, в том числе ментальными, достаточно спорный. Мы долго шли к инклюзивному образованию и ломали барьеры, чтобы «особенные» дети могли учиться в обычных школах: одни учились бы терпимости и пониманию, а другие – жить в обществе.
В то же время в такие моменты разделяешь тревогу родителей, что гипотетически такая ситуация, как в Стерлитамаке, может повториться в любой школе. Но не стоит обрушивать гнев только на педагогов и руководство школы: они реагировали на поведение этого ученика, по поводу угроз с его стороны обращались в правоохранительные органы, но родители парня брали на себя ответственность в расчете отрегулировать ситуацию на семейном уровне.
Считаю, здесь очень важна позиция родителей: они должны понять, что куда важнее не статус ребенка - «он как все», «не хуже других» - а его психологический комфорт. Как правило, из обычной школы «особенных» детей провожают после 9-го класса со справкой, родители переводят детей в коррекционную школу и открывают для себя, что, сделай они это раньше, ребенок получил бы больше внимания и избежал психологических проблем. К счастью, в Башкирии удалось сохранить сеть коррекционных учебных заведений.
Поэтому, считаю, родители должны оставить амбиции, если у ребенка ментальные проблемы, если он наблюдается у психотерапевта или стоит на учете как неблагополучный, имеет смысл вести речь о переводе его на семейное образование или в коррекционную школу, где адаптированные условия, посильные нагрузки и специальный штат педагогов».
«Многое зависит от системы ценностей в семье»
И.о. начальника отдела по связям с общественностью и СМИ администрации города Стерлитамака Виталий Григорьев:
«Это первый такой случай в Стерлитамаке на моей памяти. Я не знаю, каким образом подросток пронёс нож. В школах созданы все условия: турникеты, охрана, постоянно спускаются новые директивы касательно обеспечения безопасности детей.
Причина случившегося, считаю, носит комплексный характер. Да, родители целыми днями на работе, а ребёнок дома один, в основном, сидит в интернете. Хотя многое зависит от общей системы ценностей в семье. Я знаю многих детей, которым некогда изнывать от безделья. В городе насыщенная спортивная жизнь, много бесплатных кружков, секций, клубов, центров.
Специалист комиссии по делам несовершеннолетних администрации города Стерлитамака Татьяна Зарипова:
«Как родителю и как работнику комиссии, мне небезразлично, как организована работа по информированию детей об организации собственной безопасности. У нас в школах города работа поставлена: проводятся тематические уроки, классные часы на эту тему. Детям рассказывают, как сберечь свою жизнь при возникновении неприятных ситуаций: в толпе, которую охватила паника, при встрече с насильником или другим асоциальным элементом».
«Нужен запрет на компьютерные игры»
Обсуждающие событие в социальных сетях, в основном, осуждают парня за его поступок, ругают школу, родителей, одноклассников, которые довели его до нервного срыва. (Орфография сохранена).
Часть обсуждающих винят во всем компьютерные игры, которыми увлечена молодежь.
Но, пожалуй, самым скандальным высказыванием выделился некий Риф Сулейманов, который известен как лидер Национально-освободительного движения (НОД) города Стерлитамака. В одном из обсуждений в группе «Стерлитамак Сити» он оправдал действия подростка, назвав его поступок достойным уважения. После поднявшейся волны возмущения, в том числе в СМИ, сообщения его были удалены, а сам он поспешил сказать, что аккаунт был взломан и за него писал кто-то другой. Скриншоты в социальных сетях сохранились.
Напомним, ЧП в школе №1 города Стерлитамака произошло утром 18 апреля во время первого урока.17-летний ученик коррекционного 9 класса из-за возникшего конфликта полоснул канцелярским ножом двух одноклассниц, а также учителя, которая пыталась защитить девочек. Затем разлил бензин, который принес в небольшой бутылке, и поджег. После чего попытался нанести раны себе.
Возбуждено два уголовных дела. На подростка - по статье «покушение на убийство». Второе - по статье «халатность» в отношении должностных лиц органов профилактики преступлений несовершеннолетних.
Как сообщили UFA.AIF.RU в пресс-службе главы республики, сейчас решается вопрос о предоставлении материальной помощи пострадавшей учительнице и двум ученицам. По предварительным данным, сумма выплат составит 300 тысяч рублей.