Падение камней на железнодорожный путь стало причиной схода вагонов товарного поезда, случившегося 19 июля под Ашой, на перегоне Миньяр-Биянка. Удача, что удар пришёлся не по пассажирскому составу. Специалисты выяснили причины обвала – они оказались природного и техногенного характера. Сыграл свою роль и человеческий фактор. Может ли такое повториться?
Камень-«Окушка»
19 июля, под Ашой, на перегоне Миньяр–Биянка, из-за обвала камней на железную дорогу сошли с рельсов два хвостовых вагона грузового состава, состоящего из 74 вагонов. Очевидцы сообщают, что упавший камень был размером с автомобиль «Ока». По данным МЧС по Челябинской области, восстановительные работы продолжались около шести часов. В это время были отменены электрички и задержаны поезда дальнего следования.
Для Аши подобные происшествия не редкость. Это место называют «проклятым». Так, в 2011 году в Ашинском районе произошло столкновение составов, в результате которого с рельсов сошел 71 вагон. Тогда погибли машинист и его помощник с Дёмской дистанции пути Куйбышевского отделения РЖД. Самая страшная трагедия произошла в 1989 году, когда в момент встречного проезда двух пассажирских поездов произошел взрыв на проходящем рядом трубопроводе. Тогда погибли сотни пассажиров, в том числе и дети.
Дожди, взрывы и человеческий фактор
Июльское происшествие, к счастью, обошлось без жертв. Повезло, что огромные камни упали не на пассажирский поезд. Комиссия, рассматривавшая этот случай, пришла к выводу, что отрыв каменного массива и его обрушение со склона горы произошло из-за нескольких факторов природного и техногенного характера, а также из-за нарушений, допущенных работниками Куйбышевской дирекции инфраструктуры.
«Обильные осадки с шквалистыми ветрами, наблюдавшиеся в июне-июле, характер самих скальных пород, представляющих собой известковую, пористую структуру с раковинами, продольными и поперечными трещинами, подверженных насыщению влагой – это причины природного характера, которые повлекли сход камней. Из техногенных причин - взрывные работы, которые проводил Биянковский щебеночный завод в непосредственной близости от железной дороги», - рассказал главный госинспектор Приволжского управления Госжелдорнадзора Ринат Камалетдинов.
Также выяснилось, что на защитные сооружения, расположенные на 1751 км пк 1-7 участка Симская – Биянка, отсутствует техническая документация. Специалисты пришли к выводу, что неорганизованность профилактических работ по очистке откосов и склонов от неустойчивых обломков и формальное проведение осмотров скально-обвальных мест стали причиной крушения товарняка.
На этом участке железной дороги ведутся работы по укреплению грунта. Против камнепада устанавливают дополнительные стенки, а в местах, где есть опасность схода скальной породы, укрепляют подпорные стенки.