Четвертый год подряд Башкирия пытается добиться снижения смертности на дорогах. В 2019-ом глава региона установил нижнюю планку в 400 человек в год. По итогам 2022-го количество погибших в ДТП снизилось на 15%. В сухих цифрах это более 43 тыс. аварий. И более 3,4 тыс. из них с трагическим концом – в них пострадали более 4,2 тыс. и погибли 409 человек, в том числе 14 детей. Что удалось улучшить, а какие проблемы остались, выяснял UFA.AIF.RU.
Дороги смерти
Показатель 2022 года приблизился к желаемому. Однако глава республики считает, что на фоне общефедеральной тенденции этого недостаточно и хвалить себя особо не за что. Тем более, несмотря на динамику, Башкирия все равно оказалась на 5 месте по стране по количеству погибших в ДТП.
«Целая деревня, 400 взрослых мужчин ушла в небытие» - заявил Радий Хабиров.
Чаще всего аварии совершают автолюбители Уфы, Стерлитамака, Октябрьского, а также Уфимского, Стерлитамакского, Ишимбайского и Мелеузовского районов. В таких районах, как Благоварский, Янаульский, Мишкинский, Чекмагушевский, Кугарчинский и Ишимбайский, вообще зафиксирован рост ДТП. Там машины постоянно наезжают на пешеходов или друг на друга. Федеральные трассы подтянули по инфраструктуре – сделали развязки, надземные переходы, тротуары и светофоры. В итоге количество смертельных ДТП там снизилось вдвое. Но на обычных городских и районных дорогах погиб каждый второй из общего их числа по республике. Самые опасные участки Уфа-Бирск-Янаул (20 смертельных ДТП), Уфа-Чишмы-Киргиз-Мияки (13) и Бирск-Тастуба-Сатка (12).
«Как-то ехали с ребенком от бабушки из Кушнаренкового района, стояли на остановке. По деревне много машин, никто из водителей не смотрит на дорогу – все в телефонах. Зима, остановка не чищена, ребенок даже не видит, где ему безопасно можно стоять. Так его один такой горе-водитель чуть не задавил, потому что смотрел себе в руку, а не в лобовое стекло», – возмущается уфимец Ринат Салямов.
Программа народосбережения
Одна из основных задач работы Радия Хабирова и его команды – увеличение численности населения. Как результат, в 2025 году в Башкирии должна снизиться смертность, повыситься рождаемость, а уровень жизни вырасти настолько, чтобы в республике стало больше приехавших, чем уехавших.
Но пока картина прямо противоположная. И если скачок вниз на 10 тыс. младенцев мы еще можем как-то объяснить демографическими причинами (в 2019 году родилось 43 тыс. детей, в 2022 – за 11 месяцев 33 тыс.), то рост числа погибших в различных авариях – нет. Так, только в пожарах за январь этого года погибло 35 человек. Это почти в три раза больше чем в январе 2022-го.
Интересно, что борьба за «народосбережение» началась еще в 2018 году. Основными причинами смерти являлись сердечнососудистые и онкологические заболевания, несчастные случаи, пьянство, пожары, дорожно-транспортные происшествия. По всем этим направлениям было дано поручение усилить профилактику смертности.
Но цифры явно не поддаются дрессировке: в 2018 году аварий и погибших, больше чем в 2017 году (550 человек, + 38), в 2019 – 442 человека, но первые полгода создавалось ощущение, что будет больше. Количество аварий так сильно росло, что в марте 2019 даже организовали спецкомиссию из собственников дорог, сотрудников дорожных организаций и представителей муниципалитета, которая должна была выезжать на каждое смертельное ДТП. А спустя еще три месяца Хабиров предложил объявить войну злостным нарушителям ПДД и отлавливать их в массовых рейдах. В 2020 году опять зафиксировали рост, а дорожники и минтранс фактически признали собственное бессилие. Не помогали даже угрозы «поувольнять всех министров» - их в итоге сменилось три.
Тогда всю вину спихнули на самих автолюбителей. Основными причинами ДТП назвали превышение скорости, выезд на встречную полосу, вождение в нетрезвом виде, нарушения ПДД как водителями, так и пешеходами.
С декабря 2021 года снижение смертности на дорогах – сверхзадача нового руководителя республиканской ГИБДД Владимира Севастьянова, сменившего на посту Динара Гильмутдинова, который ушел в Госдуму. И подведомственные ему сотрудники взялись бороться, по сути, с парадоксом – количество ДТП уменьшалось, пострадавших в авариях – тоже, а число погибших – росло. (по итогам 2021 года – прим. редакции)
Кто виноват?
«В целом в 2022 году нам удалось не допустить резкого обострения ситуации с аварийностью и сохранить тенденцию к сокращению числа зарегистрированных ДТП по ряду позиций, в том числе совершенных в состоянии опьянения. Но, несмотря на принимаемые меры, уровень аварийности остается высоким. Каждое восьмое ДТП зарегистрировано со смертельным исходом», – сообщил главный госавтоинспектор Башкирии Владимир Севастьянов.
В ряде случаев в трагедиях признают виноватыми не водителей. Так, в 2022 году в регионе произошло 1012 ДТП с пешеходами, из них 323 по их же вине. Погибли 99 человек и 944 получили телесные повреждения. Еще 389 наездов произошли в темное время суток, и у 381 пешехода из этой статистики на одежде не было светоотражающих элементов. Больше половины – происшествия в Уфе, число пострадавших сократилось на 2%, в то же время количество умерших выросло на 21%.
Из 14 погибших на дорогах детей 6 были пассажирами транспортных средств, 3 – пешеходами, 3 – водителями самокатов и мотоциклов, 2 – велосипедистами.
Хорошая динамика только по пьяным за рулем: 326 (-16,2%) ДТП, погибли 90 (-9,1%) человек и 397 (-21,5%) получили травмы. Но заслуга этого, очевидно, в том, что инспекторы практически каждые выходные выходили на массовую «охоту» и отлавливали основных любителей выпить и сесть за руль в пятницу–воскресенье. Всего за год поймали 13 тыс. водителей подшофе.
За нарушение правил дорожного движения жители Башкирии в 2022-ом выплатили в казну штрафов на сумму более 3,7 млн руб. Грубых нарушений, по которым дело дошло до суда, – более 87,3 тыс. А в общей сложности ПДД на дорогах нарушили более 5,7 млн раз!
Цитата
Глава Башкирии Радий Хабиров:
«Мы очень серьезно работаем над безопасностью дорожного движения… Следующая большая задача, которая перед нами стоит к 2027 году: 85% дорог опорной сети республики привести в соответствие с нормативами. Кроме того, мы договорились каждый год в территориальном заказе предусматривать 4 млрд рублей на ремонт самых "фонящих" дорог, состояние которых больше всего беспокоит жителей».