Остановить отток населения, создать благоприятные условия для бизнеса и туризма – над такими актуальными задачами работает сейчас руководство республики. В связи с этим интересен опыт курорта «Янган-Тау», 83 года идущего уверенным курсом и формирующего вокруг пространство устойчивого развития.
О том, как гармонично использовать природные богатства территории, уникальные лечебные факторы и задействовать потенциал местных жителей, рассказал директор здравницы Альфред Акбашев.
Доказали эффективность
Роман Якимчук, «АиФ-Башкортостан»: Альфред Рашитович, в последние годы «Янган-Тау» – в первых строчках топ-10 российских здравниц, в том числе по эффективности бизнеса. Как это удаётся?
Альфред Акбашев: Мы работаем в интересах клиентов и стремимся оказывать услуги высокого качества. В стране и республике много хороших санаториев, значит, на этом рынке серьёзная конкуренция, кроме того, по данным Ассоциации оздоровительного туризма России, спрос на санаторно-курортные услуги снизился на 9,5%. Тем не менее стараемся обеспечить эффективность в работе с различными группами потребителей, создать стабильные условия для работы коллектива.
– Наверное, отдыхать у вас дороговато?
– Некорректно сравнивать санаторий с беззаботным отдыхом за рубежом, на берегу тёплого моря. У нас люди не просто проводят время, а получают профессиональное лечение. Согласен, здравницы нужно делать доступнее. С одной стороны, наш санаторий, хотя и в собственности государства, является коммерческим предприятием, которое обязано приносить прибыль. С другой – мы должны обеспечить людям доступный отдых и лечение. Это достигается за счёт гибкой ценовой политики. Предлагаем кратковременные оздоровительные курсы в сочетании с катанием на лыжах, лошадях, сплавами. Зимой стараемся продавать путёвки практически по себестоимости, каждый может выбрать подходящий вариант.
– Санаторий, да ещё успешный – беспокойное хозяйство. Почему взялись за создание геопарка?
– Это хорошая реклама для нас, тем более что геопарк носит имя признанного, узнаваемого бренда «Янган-Тау». Но гораздо важнее – сохранение уникального пространства, где можно ощутить единение с природой, создание точек опоры для развития территории. Для этого не нужны большие деньги, стоит просто изменить сознание живущих здесь людей, мобилизовать их потенциал, привлечь туристов, отдыхающих. Я считаю, что это удаётся, ведь поток приезжающих в геопарк из других регионов растёт. Кто-то любуется пейзажами, которыми так славится Салаватский район, другие едут на разрез Мечетлино, чтобы увидеть геологическую историю Земли, в Идрисовскую, Лаклинскую пещеры и другие живописные уголки. Людям всё интересно, они хотят узнавать новое, делятся впечатлениями, благодаря геопарку наша республика становится всё более узнаваемой в мире.
Туризм – ещё и драйвер роста для местного бизнеса – растёт спрос на гостиничные, экскурсионные услуги, сувениры и многое другое. Наши мастера делают прекрасные юрты, есть искусные гончары. Раньше они жили в своём замкнутом мирке, а сейчас могут проявить таланты, охотно участвуют в выставках ремёсел, зарабатывают. Нужно, чтобы люди могли работать и развиваться на родине, о чём не раз говорил глава республики.
К сожалению, отток населения, особенно молодёжи, – серьёзная проблема, мы стараемся включаться в её решение. На недавнем студенческом форуме #ДОМА рассказывали о потребности геопарка в экологах, маркетологах, научных сотрудниках, гидах. Санаторию нужны врачи, программисты, менеджеры по рекламе и реализации путёвок и др. Хочется видеть в наших рядах креативных, творческих людей, которые пополнят команду единомышленников.
Всё только начинается
– Уже есть окончательное решение о вхождении геопарка в сеть ЮНЕСКО?
– Решение принято, осталось урегулировать технические вопросы. Ближайшее заседание Совета ЮНЕСКО соберётся в конце марта–начале апреля, на нём должны утвердить принятое ранее решение. Но это лишь начало пути: статус нужно подтверждать каждые четыре года, продолжать научные изыскания, просветительскую деятельность, повышать узнаваемость в мире, работать с людьми. Достойные внимания природные территории есть не только в Салаватском районе, но и в соседних регионах. Будем и их привлекать к совместной работе. Нельзя забывать, что одно из обязательств геопарка – повышение благосостояния населения, живущего на его территории.
– Что делает санаторий как крупнейший работодатель района?
– Действительно, у нас работает свыше 1500 человек – практически каждый десятый трудоспособный житель Салаватского района. Люди получают стабильную зарплату, премии. Фонд оплаты труда стабильно растёт, за последние пять лет он увеличился на 47 млн рублей. Поощряем тех, кто повышает квалификацию, совершенствуется в профессии. В результате с 2015 года производительность труда выросла почти на 14%. Ранее санаторий не имел собственного жилья, что ограничивало возможности для приглашения высококвалифицированных специалистов. Решили построить на собственные средства многоквартирный дом. Проект оценили в 92 млн рублей, здание уже готово, остались внутренние отделочные работы. Вкладываясь в инфраструктуру, повышая социальную защищённость, мы инвестируем в человеческий капитал. Горжусь, что по итогам прошлого года мы принесли в казну свыше 343 млн рублей налогов, в том числе пополнили бюджет родного района более чем на 80 млн рублей.
Мы можем лучше
– Кроме дома, вы строите комбинат питания. Какие планы возлагаются на него?
– Качественное здоровое питание, экологически чистые продукты, наряду с целебным термальным паром, климатом и минеральной водой – один из наших важнейших лечебных факторов. Хочется, чтобы наши производственные цеха: мясных полуфабрикатов, кондитерский, фасовки меда, пекарня – могли выпускать больше вкусной и полезной продукции для отдыхающих, туристов, жителей Башкирии и соседних регионов. Будем осваивать выпуск продукции по стандарту «халяль». Это повысит привлекательность отдыха в санатории, создаст дополнительный спрос на продукцию местных фермеров.
– Что скажете по поводу «Кургазака», сами его пьёте?
– Пью с удовольствием. Вода, хотя и называется минеральной, содержит незначительное количество солей, зато богата биологически активными веществами, микроэлементами. За всю историю санатория не зафиксировано случаев её негативного воздействия. Всегда приятно видеть нашу воду на различных республиканских, международных мероприятиях. Наверное, это говорит о её достойном качестве. Сегодня «Кургазак» реализуется эксклюзивно через крупную федеральную торговую сеть, но мы планируем расширить количество точек продаж, надеемся, что скоро эту воду можно будет купить в аптеках. Помимо существующих форматов будем разливать её в бутылки объёмом 0,6 и 1,4 л.
– Каковы планы на ближайшее будущее?
– Планируем уже к лету сдать в эксплуатацию дом и комбинат. Это наш первый опыт строительства, поэтому необходимо во всё вникать, чтобы обеспечить высокое качество. У нашей команды много интересных задумок, это тема для отдельного разговора. Главная задача – продолжать работу по формированию здорового образа жизни, активного долголетия, достойных условий для людей – то, что обозначил в своём послании Президент России Владимир Путин. Санатории имеют для этого хорошие возможности. Нам важно не просто принять пациента на определённый срок – мы развиваем обратную связь, наши доктора продолжают «вести» его и после возвращения домой. Не случайно более половины пациентов здравницы приезжают вновь, а некоторые отдыхают по 10, 20, 30 раз. Башкирия – это уникальная площадка, где каждый курорт способен стать центром притяжения. Мы открыты для сотрудничества и готовы делиться опытом.
№ ЛО-02-01-005759 от 28.07.2017
Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом.
На правах рекламы