166

Идешь лечиться – получаешь стресс. Как должны работать врачи в России

Посещение больницы или поликлиники в России часто оборачивается стрессом. На плохое отношение врачей жалуются многие люди. Какие модели взаимодействия врача и пациента существуют и что больше всего подходит нашей стране? Об этом – в материале, подготовленным региональной общественной организацией «Хантер-синдром» совместно с кандидатом медицинских наук Игорем Канарским.

Отдаляются от пациента

Доступная и качественная первичная медпомощь, а также достаточное финансирование, основанное на единых стандартах – ключевые условия построения эффективной пациент-ориентированной модели здравоохранения. Такое мнение высказала заместитель председателя Счетной палаты Галина Изотова, выступая на XII Гайдаровском форуме.

«Тесное информационное и эмоциональное взаимодействие медицинских работников и пациента являются основой пациент-ориентированного подхода, – пояснила Изотова. - Пациент вправе выбрать доктора, быть услышанным. Россия находится на пути построения пациент-ориентированной модели здравоохранения, при этом, пока ни в одной стране мира она в полной мере не была реализована».

Академик П. Воробьёв в одной из своих работ отмечает, для аграрного общества характерна патерналистская (покровительственная, отеческая) модель здравоохранения, где врач был по отношению к пациенту старшим, знающим. Ей на смену пришла псевдолиберальная модель (дружеская), когда врач как бы на равных сотрудничает с пациентом, но в глубине души понимает, что больной специалисту неровня. Такая модель характерна для развития индустриальной волны. Сегодня мы наблюдаем принципиально новую, постиндустриальную, интегральную модель профессиональных служб, при которой медицинские технологии настолько отдаляются от пациента, что мы можем даже и не знать о его существовании. Например, при работе с отдельным генами, органами, эмбрионом.

Что должен врач?

Отношения медицинского работника и больного базируются на нескольких принципах. Во-первых, медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным.

Еще в 2012 году президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль предложил создать полновесный Кодекс профессиональной этики врача, дабы урегулировать все стороны деятельности медиков и таким образом повысить их статус. Это особенно важно именно сейчас, когда доверие к медикам упало как никогда низко. Согласно кодексу, положения документа являются «обязательными для врачей, выполняющих свои профессиональные функции, а также для студентов высших медицинских учебных заведений».

Сейчас в регионах России действуют комитеты по этике, занимающиеся решением спорных вопросов.

С. Стенценко отмечает четыре модели взаимоотношений врача и пациента:

  • патерналистская (врач указывает пациенту, как действовать),
  • либерационная (врач информирует пациента о заболевании, оставив за тем право выбора конкретного метода лечения)
  • технологическая (врач и пациент ориентированы на показания диагностической аппаратуры),
  • интерпретационная (врач проводит беседы с пациентом, разъясняя суть заболевания)

Когда пациент не слушает

В журнале «Социальная педиатрия и организация здравоохранения» в 2012 году была опубликована статья Г. Микиртичан и соавторов. Они отмечают, что проблема соблюдения пациентом назначений врача не так проста, как кажется на первый взгляд. Она особенно актуальна в условиях амбулаторной педиатрии, т. к. затрагивает все её аспекты: профилактику, успешность лечения и охрану здоровья ребенка в целом. В медицину вошли такие понятия, как «комплаенс» (от лат. complere — совершение, исполнение, выполнение, или от англ. compliance — согласие, приспособле-ние, разделение взглядов). Поведение пациента, совпадающее с рекомендованным лечением, называют комплаентным.

Микиртичан и соавторы сходятся во мнении, что неточное соблюдение врачебных рекомендаций создает дополнительные риски в виде затянувшейся болезни ребенка, что приводит в результате к излишней длительности лечения, изменению назначений или дополнительным назначениям. Некоторые родители самостоятельно уменьшают или увеличивают дозировки лекарств без консультации с врачом, что может вызвать токсические эффекты. Несоблюдение правил приема препаратов может привести к негативным последствиям из-за особенностей взаимодействия лекарств. Неисполнение врачебных назначений может быть основной причиной безуспешности терапии (отторжение пересаженного органа, судорожные припадки, диабетическая кома и др.). Кроме того, плохая приверженность к лекарственному лечению, как правило, подразумевает и плохую приверженность в отношении немедикаментозных методов лечения.

Что такое врачебная инертность?

Относительно недавно в литературе появилось понятие «врачебная инертность». Под которым понимается отсутствие какой-либо модификации лечения определенной патологии при наличии к этому объективной необходимости, например отсутствия целевого уровня артериального давления при гипертензии. Классические причины инертности врача - переоценка успеха проводимого лечения, сознательное использование различных предлогов для изменений в терапии и в меньшей степени отсутствие. То есть эффективность терапии заболеваний, и прежде всего медицинской помощь пациентам, зависят не только от «правильности» назначенного врачом лечения, но и от готовности пациента (его родителей) выполнять назначенное лечение. И от умения пациентов (либо их родителей) донести до врача неприемлимость, либо трудности выполнения назначений, отсутствие эффекта от лечения (в т.ч. по субъективным ощущениям родителей). Или, как бывает часто в случае назначения передовой терапии сложности родителей получить назначенные лекарства за счёт ресурсов систем льготного лекарственного обеспечения.

«Врачу следует учитывать настрой пациента и его веру в разные методы терапии. И, при возможности, изменить терапию пациента на ту, которая более приемлема для пациента исходя из его веры в лекарства, либо методы. Ведь тогда возможности современной медицины и психологии будут совместно работать на общий результат», - отмечают эксперты.

У нас было так: медицины – как можно быстрее, но не в ущерб, а на благо пациенту, принять на вооружение новейшие разработки и грамотно внедрить их в медицинскую практику (Пономарёва Т.И. «Биомаркёр в помощь»). Под словами «грамотно внедрить» нужно понимать и эффективность от назначенной терапии и приверженность этой терапии у пациентов и особенно у детей.
Значит индивидуальный подход к терапии, её подбор и комплаентность и приверженность лечению – это не только медицинская и психологическая задачи врача. Это ещё и часть системы охраны общественного здоровья. Это во многом залог успешного и эффективного лечения.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах