Примерное время чтения: 7 минут
313

Звонок на перемену. Школьные уроки труда требуют нового формата

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Башкортостан № 39 27/09/2022

Лоскутное шитье, резьба по дереву, вокал и ещё много других творческих занятий готовы предложить детям школьные педагоги. О том, как изменились внеклассная работа и уроки труда, возможно ли сегодня бесплатно развивать творческие наклонности ребёнка, наш разговор с учителем технологии уфимской школы №4 Римой Заировой.

Рима Заирова
Рима Заирова Фото: Из личного архива Римы Заировой

«Сидушка» вместо фартука

- Рима Мансафовна, в своё время с уроков труда мы вынесли базовые навыки рукоделия и приготовления еды. На что нацелены современные уроки?

- Раньше уроки труда предполагали больше занятия ручным творчеством, например, девочки занимались кройкой и пошивом одежды, бисероплетением, кулинарией. Сегодня  наш предмет обеспечивает обучающимся вхождение в мир технологий. Цель – сформировать у детей технологическую грамотность, глобальные компетенции, творческое  мышление. Поэтому в программу вводятся новые разделы: «робототехника», «3D-моделирование», «компьютерное черчение», «обработка пищевых продуктов» и многое другое. Обучение носит практикоориентированный характер. Это означает, что большую часть учебного времени отводится практическим и проектным работам. 

Конечно, и раньше мы строили чертеж, готовили ткань, потом кроили, создавали изделие - по сути, делали тот же проект, только не называли его так. Сегодня проект – это исследовательская работа ученика, где он ставит проблему, проектирует, открывает новые знания, ищет информацию, выбирает пути решения, оформляет презентацию. А учитель - помощник и партнёр ученика.

- Часов на технологию достаточно?

- Их то сокращают согласно федеральным государственным образовательным стандартам, то прибавляют. В принципе, часов достаточно, но программа несколько изменилась. Вместо фартуков в пятом классе выполняем творческий проект «подушка-сидушка» для стула, осваиваем азы лоскутного шитья. В шестом классе дети шьют юбку с двумя карманами на резинке, упрощённой модели, также осваиваем технологию вязания крючком и на спицах. Семиклассники занимаются пошивом блузы с цельнокроенным рукавом, осваивают вышивку гладью и крестиком.  

В следующем году новые стандарты введут во всех классах, программа по всем предметам и по технологии, в том числе, будет единой.

Доучат на кружках

- Вам нравится, как изменилась школа?

- Считаю, что это веяние времени, и нужно уметь перестраиваться. У меня был перерыв в школьной практике - на пять лет уходила работать в центр детского творчества. Занималась только вязанием и лоскутным шитьем. Вернувшись в школу, поразилась, насколько все изменилось. Поначалу я тоже как-то болезненно реагировала, потом привыкла. Помог сын, который напомнил, что мы живем в 21-м веке и то, что было в прошлом, осталось там. Все меняется. Школа и учителя сегодня совершенно другие. Посмотрите, я сижу за компьютером, рядом проектор. На пальцах, как это было раньше,  детям ничего не объясняем – включаем презентацию на экране. Хотелось бы ещё и камеру, чтобы демонстрировать учащимся процесс выполнения любой ручной операции при вязании или вышивке. Тогда на экран проецировались бы мои действия, и детям не приходилось толпиться вокруг. Думаю, что со временем и это станет реальностью.

- Как, на ваш взгляд, компенсировать то, что остаётся недоступным из-за нехватки часов?

- Есть внеурочные занятия, где предусмотрено развитие детей по разным направлениям. Например, я веду программу «Лоскуток», обучаю девочек лоскутному шитью. Коллега преподает резьбу по дереву для мальчиков, есть кружки, где дети учатся рисовать, петь и т.д. У каждой параллели есть дополнительная внеурочная деятельность. В старших классах она  направлена на профориентацию, спорт, финансовую грамотность. Для учащихся посещение кружков бесплатное, по желанию, один раз в неделю. В основном на внеурочные занятия ходят дети, которые хотят развиваться и чему-то научиться.

Уникальные вещи

- Почему именно лоскутное шитье?

- Пробовала разные техники, благодаря этой получаются по-настоящему уникальные вещи. Видя такую красоту, девочки тоже начинают проявлять интерес. Сегодня много говорят об экологичном производстве и переработке отслуживших своё вещей. Так вот, старые джинсы в нашем окружении уже не выбрасывают, несут нам. В прошлом году сшили шопперы, получились очень творческие работы. Новый замысел - создание в лоскутной технике жилетов. Сама  освоила свободно - ходовую стежку на швейной машине, всё лето её практиковала, так что теперь могу создавать необычные вещи и даже участвовать в конкурсах для педагогов. С проектом под названием «Душегрея» хотим  принять участие в конкурсе исследовательских работ в рамках Малой академии наук. При подготовке дети не только учатся швейному мастерству, но и обращаются к истории, культуре страны, широко исследуют выбранное направление. Ежегодно мы участвуем во всевозможных декоративно-прикладных конкурсах.

- Сколько сегодня тратит среднестатистическая семья на культпоходы с классом?

- Культурные вылазки стараемся проводить раз в месяц. У меня классное руководство в девятом классе. С 14 лет для оплаты культурных мероприятий дети могут оформить «Пушкинскую карту», у каждого ребёнка на счёте 5 тысяч рублей. Эту сумму он может потратить на посещение театров, кинотеатров, музеев. Недавно, например, купили билеты на моноспектакль Даниила Спиваковского. Это обошлось в тысячу рублей. Далее планируем  поездку в Русский драматический театр.

В 7 и 8 классах, пока этого бюджета не было, при организации культпоходов старались учитывать, что не все семьи могут позволить себе большие траты на досуг ребёнка. Например, весной у нас была четырехчасовая прогулка пешком по Уфе. В маршрут вошли Арт-квадрат, Советская площадь, парки Аксакова и Салавата Юлаева, Башдрамтеатр, стадион «Динамо» и памятник Салавату Юлаеву. Такие прогулки очень нравятся детям и не особо затратные - оплатили только проезд на общественном транспорте и перекус.  В осенние каникулы отправимся в другую часть города, чтобы увидеть ВДНХ, Ботанический сад и парк Лесоводов. В прошлые годы побывали в технопарке, кинотеатре, зимой - на катке. Затраты на такие поездки от 200 рублей, поэтому на них соглашаются практически все родители.

Досье

Рима Заирова.

Родилась в Уфе. Окончила БГПУ им. М. Акмуллы. С 1984 года по настоящее время работает в средней школе №4 г. Уфы. С 2004 по 2009 годы работала в уфимском центре детского творчества «Исток». Педагогический стаж — 35 лет.

Мнение

Марина Потапова, мать троих детей:

«Хотелось бы, чтобы уроки технологии отличались от других, были творческой отдушиной, а не скучной школьной обязаловкой. С первого класса всей семьёй мы готовим презентации, пишем проекты по разным предметам, ищем информацию в интернете. Когда начались уроки технологии, я обрадовалась, что наконец-то дочь научится что-то делать руками. Но с первого урока дали задание составить проект: найти информацию, сделать конспект, дальше больше - оформить исследовательскую работу. Пока мы всё это выполняли, интерес к шитью у дочки совершенно улетучился. Сейчас она в 6-м классе, и, если что-то нужно зашить, бежит ко мне. Получается, реальных умений эти проекты не прибавляют».

Мы в свое время научились шить, вышивать, готовить, и очень благодарны за это нашей учительнице по труду. Без всяких проектов мы бежали на урок и с удовольствием мастерили. Интернета не было, детей не пичкали терминами и неудобоваримыми понятиями, но учиться было интересно. Сегодня, готовясь к уроку, дочь морщится: даже технология вызывает скуку и чувство тяжести. Есть много вещей помимо интернета, которыми можно увлечь ребёнка. Почему же даже уроки труда стали такими формальными и неживыми? Если бы учительница предложила сшить модную футболку или топ с ярким принтом, дети вмиг забыли бы о своих гаджетах. Было бы хорошо, чтобы хотя бы на уроках технологии детей не мучали, а учили творить.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах