Полгода назад представители Всемирного курултая башкир обратились с проблемой низкого качества образования в сельских школах в Госсобрание РБ. В декабре2017 года депутаты совместно со специалистами Минобразования республики создали рабочую группу, которая проехала по сельским районам и провела дистанционный опрос.
Без интернета и учителей
На апрельском заседании профильного комитета ректор Башкирского педагогического университета Раиль Асадуллин сообщил, что более 50% выпускников неполных школ уходят в колледжи и профлицеи из-за боязни «завалить» ЕГЭ. К примеру, в Гафурийском районе ушли 66%. А результаты экзаменов тех, кто остался в 10-11-х классах, ниже средних по республике и гораздо хуже, чем у выпускников городских школ. Так, средний балл по информатике 52,5, на 7,7 ниже среднего по РБ и на 9,6 – городского. По английскому языку – 63,6 - на 5 меньше, по профильной математике – 47,8 – ниже на 3,3 балла.
«Сельским ребятам нужно создать равные условия с городскими, - подчеркнул Раиль Асадуллин. - Сегодня в сёлах 50% учителей - совместители. Один человек преподаёт до пяти предметов! Какое качество он может дать? Школе нужен современный учитель, и повышение квалификации в Башкирском институте развития образования не решает эту задачу. Выпускники вузов остаются в городах, не едут в деревни, где нет никаких условий. В каждой сельской школе есть компьютеры, в половине – компьютерный класс, к каждой подведён один канал интернета. Но скорость такая низкая, что страница загружается полчаса, проводить с его помощью уроки, видеоконференции невозможно!»
«Хромают» предметы
Не высоко качество образования по физике, химии, профильной математике. Но самые низкие качество и успеваемость по «Основам безопасности жизнедеятельности». По новому стандарту они должны слиться в одну предметную область с физкультурой. Возможно, так решат нехватку кадров. Интегрированный учебный план будут разрабатывать сами школы. В Минобре им рекомендуют не потерять в результате предмет ОБЖ, который сегодня особенно актуален.
«Как в своё время ликвидировали НВП, так же поступят и с ОБЖ, - говорит преподаватель Кучербаевской средней школы Благоварского района Ришат Муллагулов. – На него даётся всего час в неделю. Причём в 8 классе изучают действия при ЧС, все виды безопасности, в 9-м этого предмета нет, в 10-м появляется военная подготовка. Как восьмиклассники должны участвовать в военных сборах, «Зарнице», если они не держали в руках автомат, не стреляли в тире? Только если учитель выходит за рамки программы. Считаю, надо её расширять, ввести военную подготовку с 8 класса и продолжить в 9-м».
Два года назад в расписании для начальной школы и основного звена появился «Родной язык и родная литература». У нас изучают 14 родных языков, из них 11 в школах. Но у родителей возникают вопросы: «В чём разница между уроками родного русского языка и федерального русского?», «Как его изучают, если нет учебников?», «Почему на родном готовятся к ОГЭ и ЕГЭ?».
«Мы выезжали в районы, общались там с родителями и сделали вывод, что к качеству преподавания башкирского (как государственного, так и родного) очень много вопросов, - говорит председатель родительской комиссии при Госсобрании РБ Эльвира Байназарова. – Русскоязычным детям изучать его неинтересно, башкироязычным сложно. Недостаточно часов и несовершенна методика. И складывается нехорошая практика, когда в ущерб родному родители-башкиры выбирают ребёнку русский. Боятся отстать по предмету, который обязателен для сдачи на всех уровнях. А в дальних деревнях успеваемость по русскому низкая. Ведь в библиотеках нет книг, пособий, энциклопедий, справочников»!
По словам начальника отдела нацобразования министерства Розалии Сафиуллиной, только в январе утверждена федеральная программа по родному русскому языку, учебники ещё не изданы. Но учителя могут пользоваться примерной образовательной программой, которая есть в реестре.
Комментарий
Руководитель Рособрнадзора по РБ Айбулат Хажин:
«Родной русский язык – в корне отличный предмет от русского. Если по старым стандартам позволялась интеграция, или углубленное изучение, то по новым - нет. Содержание курса направлено на познание национальной культуры и самореализацию в ней. В тех школах, где мы обнаруживаем подмену родного языка федеральным русским, или на этих уроках «натаскивают» детей по ОГЭ и ЕГЭ, принимаем меры. Так, уже в 38 школах приостановили госаккредитацию до тех пор, пока там не приведут в порядок свои учебные планы. Проверим реальное создание условий для изучения языка».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть