Примерное время чтения: 4 минуты
950

Учат на «тройку». Качество обучения в сельских школах Башкирии страдает

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Башкортостан №21 23/05/2018

Полгода назад представители Всемирного курултая башкир обратились с проблемой низкого качества образования в сельских школах в Госсобрание РБ. В декабре2017 года депутаты совместно со специалистами Минобразования республики создали рабочую группу, которая проехала по сельским районам и провела дистанционный опрос.

Без интернета и учителей

На апрельском заседании профильного комитета ректор Башкирского педагогического университета Раиль Асадуллин сообщил, что более 50% выпускников неполных школ уходят в колледжи и профлицеи из-за боязни «завалить» ЕГЭ. К примеру, в Гафурийском районе ушли 66%. А результаты экзаменов тех, кто остался в 10-11-х классах, ниже средних по республике и гораздо хуже, чем у выпускников городских школ. Так, средний балл по информатике 52,5, на 7,7 ниже среднего по РБ и на 9,6 – городского. По английскому языку – 63,6 - на 5 меньше, по профильной математике – 47,8 – ниже на 3,3 балла.

«Сельским ребятам нужно создать равные условия с городскими, - подчеркнул Раиль Асадуллин. - Сегодня в сёлах 50% учителей - совместители. Один человек преподаёт до пяти предметов! Какое качество он может дать? Школе нужен современный учитель, и повышение квалификации в Башкирском институте развития образования не решает эту задачу. Выпускники вузов остаются в городах, не едут в деревни, где нет никаких условий. В каждой сельской школе есть компьютеры, в половине – компьютерный класс, к каждой подведён один канал интернета. Но скорость такая низкая, что страница загружается полчаса, проводить с его помощью уроки, видеоконференции невозможно!»

Замминистра образования РБ Альмира Ганеева подтвердила, что кадровая проблема есть, большой дефицит в преподавателях английского языка, информатики, физики, биологии, математики. Но поскольку поддержать только сельских учителей нельзя, предложила разработать госпрограмму для всех педагогов. Сейчас в пяти районах действует пилотный проект «Мобильный учитель», но держится лишь на энтузиазме. Высокоскоростной интернет во все школы обещали подать к 2020 г.

«Хромают» предметы

Не высоко качество образования по физике, химии, профильной математике. Но самые низкие качество и успеваемость по «Основам безопасности жизнедеятельности». По новому стандарту они должны слиться в одну предметную область с физкультурой. Возможно, так решат нехватку кадров. Интегрированный учебный план будут разрабатывать сами школы. В Минобре им рекомендуют не потерять в результате предмет ОБЖ, который сегодня особенно актуален.

«Как в своё время ликвидировали НВП, так же поступят и с ОБЖ, - говорит преподаватель Кучербаевской средней школы Благоварского района Ришат Муллагулов. – На него даётся всего час в неделю. Причём в 8 классе изучают действия при ЧС, все виды безопасности, в 9-м этого предмета нет, в 10-м появляется военная подготовка. Как восьмиклассники должны участвовать в военных сборах, «Зарнице», если они не держали в руках автомат, не стреляли в тире? Только если учитель выходит за рамки программы. Считаю, надо её расширять, ввести военную подготовку с 8 класса и продолжить в 9-м».

Два года назад в расписании для начальной школы и основного звена появился «Родной язык и родная литература». У нас изучают 14 родных языков, из них 11 в школах. Но у родителей возникают вопросы: «В чём разница между уроками родного русского языка и федерального русского?», «Как его изучают, если нет учебников?», «Почему на родном готовятся к ОГЭ и ЕГЭ?».

«Мы выезжали в районы, общались там с родителями и сделали вывод, что к качеству преподавания башкирского (как государственного, так и родного) очень много вопросов, - говорит председатель родительской комиссии при Госсобрании РБ Эльвира Байназарова. – Русскоязычным детям изучать его неинтересно, башкироязычным сложно. Недостаточно часов и несовершенна методика. И складывается нехорошая практика, когда в ущерб родному родители-башкиры выбирают ребёнку русский. Боятся отстать по предмету, который обязателен для сдачи на всех уровнях. А в дальних деревнях успеваемость по русскому низкая. Ведь в библиотеках нет книг, пособий, энциклопедий, справочников»!

По словам начальника отдела нацобразования министерства Розалии Сафиуллиной, только в январе утверждена федеральная программа по родному русскому языку, учебники ещё не изданы. Но учителя могут пользоваться примерной образовательной программой, которая есть в реестре.

Комментарий

Руководитель Рособрнадзора по РБ Айбулат Хажин:

«Родной русский язык – в корне отличный предмет от русского. Если по старым стандартам позволялась интеграция, или углубленное изучение, то по новым - нет. Содержание курса направлено на познание национальной культуры и самореализацию в ней. В тех школах, где мы обнаруживаем подмену родного языка федеральным русским, или на этих уроках «натаскивают» детей по ОГЭ и ЕГЭ, принимаем меры. Так, уже в 38 школах приостановили госаккредитацию до тех пор, пока там не приведут в порядок свои учебные планы. Проверим реальное создание условий для изучения языка».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах