После поножовщины в школе Иглино в Башкирии вновь активно заговорили о буллинге. Проблему продолжают замалчивать, хотя случаи травли есть почти в каждом детском коллективе. Кто и почему становится жертвами? Как на такие факты реагируют учителя? UFA.AIF.RU рассказывает о случаях издевательств над подростками в двух уфимских школах.
Не угодил тем, что хороший
Ильмира, 15 лет:
«У нас в классе было несколько случаев, когда кого-то буллили. Где-то в классе 5-6-ом все настроились против одного мальчика по имени Радмир. С ним практически никто не общался, он был как бы сам по себе. Фактически его презирали, относились с отвращением, брезговали к нему прикасаться.
Из-за драки к разбирательствам даже привлекли полицию. Мальчика, который спровоцировал конфликт, потом даже положили в больницу, потому что он якобы получил какую-то травму. Но я лично и сейчас уверена, что ничего серьезного у него не было, и он это сделал, чтобы подстраховаться и не остаться виноватым. По итогам учителя пришли к выводу, что виноваты оба. С мальчиками провели воспитательную беседу и больше подобных случаев не повторялось. Но сам факт того, что Радмир единственный, кто хотел сделать приятное девочкам и купил шоколадки, а с ним так жестоко поступили одноклассники, у меня оставил неприятное впечатление о всех».
Молчит и терпит
Травля в классе продолжается и сейчас, рассказывает Ильмира. Теперь подростки выбрали другую жертву. Над мальчиком по имени Андрей одноклассники издеваются постоянно. До физического насилия не доходит. Но в его выставляют глупым, опускают в глазах других учеников.
«Самое интересное, что мальчик не предпринимает никаких действий, чтобы прекратить издевательства над собой со стороны одноклассников и создается видимость, что его все устраивает. Но обижают его сильно. Может, у него просто не хватает силы воли, чтобы ответить», - рассуждает девочка.
Засмеяли за видео в купальнике
Альбина, 16 лет:
«У нашей школы была группа во "Вконтакте", созданная ее учениками. В ней публиковали новости, приколы над школой, событием, учителем или учеником. В общем, нет каких-то ограничений, полная свобода действий.
В нашем классе училась девочка Оля, ее не любили, смеялись за спиной. Хотя надо сказать, что она сама давала поводы для насмешек. Оля не из простой семьи, ее папа важный человек. При каждой возможности она упоминала это и подчеркивала его особое положение.
Однажды Оля со своей подружкой поехала к себе на дачу отмечать свой 14-ый день рождения. И выложила видео в социальные сети, где она с подружкой танцует зимой в купальнике на улице под песню Бузовой. Впоследствии эту запись увидела вся школа, потому что его выложили в группу. Над Олей начали насмехаться. Когда она шла по школе, ее передразнивали.
Оля решила проучить учеников школы и пожаловалась завучу, о том, что ее дразнят и выкладывают шутки про нее в группу школы. Завуч начала разбираться в ситуации и выяснять, кто ведет эту группу. Создателями оказались старшеклассники, завуч потребовала удалить все шутки над Олей и закрыть группу.
Только вот насмехаться над Олей не перестали и фактически стали ее презирать – она ведь обратилась за помощью к учителям. В итоге эта девочка перешла в другую школу. Но надо сказать, через пару лет все-таки вернулась обратно».
Лиана Валетдинова, 48 лет:
«В нашем классе в уфимской английской гимназии учился мальчик, оба родителя которого работали в правоохранительных органах: мама - дознаватель, папа – следователь. Ребенок крепкий, рослый, симпатичный, всегда улыбается, словом, такой милый, что хочется восхищаться. Но была у него одна «слабость». Со второго класса вызвался добровольно дежурить по столовой. Под занавес третьего урока брал в напарники кого-нибудь из одноклассников (мальчиков) и шел накрывать завтрак. Перед входом в столовую был закуток, куда он заводил жертву, прижимал к стене и, используя как боксерскую грушу, лупил в живот. Знал, где не останется следов. Жаловаться запрещал, прикрываясь родителями.
Однажды вдруг выбрал моего сына. Но сделав пару ударов, получил сдачи, после чего отлетел к противоположной стене и стукнулся головой (сын спортсмен, правша, рука набита). И что вы думаете? Этот юный "террорист" пожаловался дома родным. Те прибежали в школу и подняли шум. Организовали собрание, где неожиданно родители стали высказывать просьбу перевести этого бойца в другой класс, потому что дети из-за него не хотят идти в школу. Но "правоохранители" были непреклонны: мы знаем своего ребенка, он не такой, мы его воспитываем правильно.
Учителя пытались конфликт сгладить, обещали поговорить с детьми. В результате классный руководитель сказала на классном часе, что драться нехорошо и что… не надо трогать моего сына, потому что он спортсмен и можно получить травму. А мальчик, который держал весь класс в страхе, и дальше продолжил свои "подвиги", только теперь уже за пределами школы: заставлял прыгать с крыши гаражей, биться три на три (команды составлял сам) и прочее. Никакие жалобы не действовали. Учителя просили потерпеть, потому что он после 9 класса уйдет в колледж».
Комментарии
Евгения Ханмурзина, классный руководитель:
«В начальной школе этой проблемы нет, потому что дети находятся под присмотром одного учителя. В среднем и старшем звене, конечно, сложнее, потому что классный руководитель проводит меньше времени с учениками.
Помимо травли в классе между детьми, проблема может возникнуть и между учителем и ребенком. К сожалению, в жизни бывает и такое, что педагоги начинают относиться предвзято к кому-то и могут прилюдно посмеяться, сделать замечание в грубой форме, что и вызывает конфликтные ситуации.
Первым признаком буллинга может быть нежелание ребенка идти в школу, второе - это плохая успеваемость по конкретному предмету. Например, если у ребенка вдруг появляются плохие отметки только по математике. Третий «звоночек» – заниженная самооценка, четвертый – это отсутствие у него желания говорить о школе.
По моему мнению, в наше время на классного руководителя наложили слишком много обязанностей. Так, мы сейчас отслеживаем, где ребенок проводит каникулы, почему он вечером не вернулся домой вовремя, дошел ли он до школы и так далее. Фактически нас обязывают следить за ребенком не только в учебное, но и в свободное от школы время. Подрался, сделал какое-то правонарушение – сразу вызывают классного руководителя. В этом плане достаточно сложно работать».
Наталья Казбан, педагог-психолог:
«Класс – это не всегда группа людей, которые объединены одной целью и идеей. В данном случае все зависит от классного руководителя. Я считаю, что роль школьных психологов сильно преувеличена. Да, они должны проводить работу с детьми, но это, прежде всего, задача классного руководителя. Если у него получится сделать из группы коллектив, тогда в этом классе буллинга не будет. Но у учителей большая загруженность, и порой у них не хватает времени на воспитательную работу.
Уменьшить проблему можно, а полностью исключить – нет. Многие взрослые считают, что дети так играют, но игра – это когда весело и одной, и второй стороне. Когда взрослые будут относиться к этому негативно и понимать, что это не игра, а буллинг, и, прежде всего, это будет администрация школы, которая не побоится сказать, что есть такие факты и с этим пытаются бороться, тогда этого явления не будет хотя бы в отдельно взятой школе. Внимание законодателей к этой теме может помочь. Дети хотя бы будут знать, что это наказывается, как и воровство, например.
Что касается жертв буллинга, то им нужно не замыкаться в себе, а рассказывать о происходящем любому взрослому, которому они доверяют».