Новая волна коронавируса в Башкирии признана самой тяжелой из всех, что уже были. И в этот раз жертвами опасной инфекции становятся и дети, причем не все они легко переносят болезнь, как это было раньше. Из-за этого школы республики вновь переходят на удаленный формат. Но родители констатируют, что уроки не ведутся качественно, а учителя сетуют на технические сложности, отсутствие домашнего контроля. Как идет дистанционное обучение и будут ли его продлевать, выяснял UFA.AIF.RU.
«Врывается мужской голос с кавказским акцентом»
На онлайн-формат школы в республике начали переходить с 22-23 сентября. И недовольства со стороны родителей, как это было в начале пандемии, за этим не последовало: все понимали, что риск заболеть опасной инфекцией этой осенью особенно высок. К тому же и родители, и педагоги уже знали, как все будет проходить. Однако уроки начались, и выяснилось, что проблемы остались те же.
«Месяца два назад нам провели высокоскоростной Интернет, но он дошел не до всех, чтобы в нашем доме был, нужно установить еще два-три столба, – рассказал житель деревни Юнусово Кигинского района Алмаз Сагадатуллин, дети которого учатся оффлайн, но получают домашние задания по Яндекс.Учебнику. – В итоге официально связь есть, и в школе требуют по полной. Буквально вчера дочке учительница заявила, что поставит двойку, а она просто не смогла скачать задание, потому что учимся мы по-прежнему с мобильного телефона. И в администрацию района писал, и к провайдеру ходил – все без толку».
«Задание дал – и висит онлайн»
Впрочем, все без исключения родители, опрошенные UFA.AIF.RU, считают главной проблемой не спамеров и плохой Интернет. У большинства школ, особенно в городах, проблем со связью нет. Но полноценных уроков все равно не получается. Учителя не умеют их организовывать, как результат, дети слушают поверхностно и не воспринимают учебный материал.
«Когда в первый раз запустили дистанционку, учителя как-то более ответственно подходили, хоть чему-то учили, старались, – вспоминает мама школьника из Салавата Резеда Кантюкова. – Сейчас такое ощущение, что все просто опустили руки: учитель дает задание и висит онлайн, дети их делают. Какие тут могут быть знания? И вообще сейчас все мысли только о том, как не заболеть, и всем не до уроков, думаю».
Большинство опрошенных педагогов признают, что родители во многом правы, но подчеркивают, что работать стало еще сложнее, чем раньше.
«Очень многие дети не выполняют задания, а даже если делают, вероятно, просто находят на сайтах ответы, фотографии работ, – рассказывает учительница технологии одной из уфимских школ Оксана Валишина (имя и фамилия изменены – прим.ред.). – В первую волну было проще: хотя бы родители контролировали, а сейчас не локдаун, они все работают. Дети включают урок, но, по сути, предоставлены сами себе. Мне недавно ученица заявила: “я вас слушала и кушала”».
«Все ученики на дистанционке превращаются в ударников и отличников, тотального контроля со стороны учителя нет, идет массовое списывание, – рассуждает директор школы № 8 Стерлитамака Хамит Мусин. – Даже по итогам первой волны мы ощутили снижение качества знаний по результатам ЕГЭ. Поэтому я ярый противник дистанционки, надеюсь, она обойдет нас стороной».
«У нас в деревне нет сотовой связи, и даже обычный домашний телефон подключен не у всех, – сетует директор одной из сельских школ Белорецкого района Алина Еникеева (имя и фамилии изменены). – О каком качестве может идти речь, если мы просто разносим задания и собираем тетрадки. Программа исполняется формально, очень ждем, когда у нас детишки, учителя переболеют и начнем нормально работать».
Продлевать или нет?
Обучение онлайн вводится пока на две недели там, где есть хотя бы один заболевший коронавирусом, и на неделю - если у 20% учеников диагностировано ОРВИ. Но уже сейчас звучат мнения и за продолжение этой практики, в том числе от родителей, которые очень боятся за здоровье своих детей. В социальных сетях появляются обращения к властям с просьбой отправить детей домой даже из тех городов, где ситуация по коронавирусу пока терпимая.
Озвучивают такие инициативы и чиновники. Так, глава администрации Белорецкого района Андрей Иванюта заявил о том, что удаленное обучение в школах могут сохранить.
«Конечно, это неудобно, прежде всего, для детей. К сожалению, многие педагоги, родители затянули с вакцинацией или вовсе отказались прививаться. Если ситуация не изменится, дистанционку придётся продлить до конца года», – написал он на своих страницах в социальных сетях.
Перспективы введения и продления дистанционного образования в других муниципалитетах республики пока неясны. Ответ на запрос редакции в минобрнауки к моменту выхода публикации не поступил.
Обновление, 30 сентября, 20:00:
Как пояснила начальник отдела госполитики в сфере общего образования минобрнауки республики Жанна Миникеева в настоящее время решение о выходе на карантин принимают непосредственно директора школ на основании соответствующего постановления Роспотребнадзора.
«Решение о массовом переводе на дистанционное обучение в случае необходимости будет принимать оперативный штаб по недопущению распространения коронавируса, зафиксировав соответствующее решение указом главы республики», – прокомментировала она.
Чиновница добавила, что обучение педагогов дистанционным технологиям проводится в рамках плановых курсов повышения квалификации. Также, по ее словам, разработаны, рекомендации для минимизации проникновения спама в системы видеоконфренцсвязи.
Комментарии
Президент Ассоциации родителей и педагогов Башкирии Ирина Бесчаскина:
«При удаленном обучении огромная ответственность возлагается на педагога. То есть даже онлайн он обязан контролировать детей, видеть их живые глаза, а не аватарки. И с его стороны это не должно быть просто вещание информации, необходимо как можно больше вовлекать школьников в учебный процесс. Обучение педагогов по работе в этом формате проводил и Институт развития образования, и Башгоспедуниверсит, но как они следуют тому, чему их учили, зависит от них самих. Нужно перестраиваться, становиться на новые рельсы. Дистанционное образование – вынужденная мера. Eсли такая ситуация, что дети заболевают, ничего другого пока не остается».
Председатель общественной организации «Содружество многодетных семей Башкортостана» Рустем Шайахметов:
«Необходимо использовать онлайн-технологии, другие форматы обучения. А учителя пытаются переносить существующие, привычные методы. У них есть технический опыт работы в зуме, на других онлайн-платформах, но это не распространилось на методику обучения. Для перестройки надо обучить учителей онлайн-формам преподавания. Для этого необходимо разрабатывать специальные методики, без этого ожидать улучшений не стоит.
Что касается перехода в оффлайн-формат, то, я считаю, до конца пандемии этого делать не стоит. Проведенные массовые мероприятия летом значительно ухудшили эпидситуацию, а главное все-таки – здоровье».