Переход на дистанционное обучение в Башкирии чиновники анонсировали успешно, перед детьми выступил даже сам глава региона Радий Хабиров. Однако в первый же день надежды на качественное образование онлайн рухнули: электронные платформы не выдержали нагрузки. Дети в отсутствии учителей начали развлекаться, а учителя на местах заявили, что не будут проверять тетради, так как боятся коронавируса. Подробнее – в материале UFA.AIF.RU
Торжественный обвал
Дистанционное обучение в республике стартовало 6 апреля. После продленных на неделю весенних каникул почти 500 тысяч детей в одночасье стали учиться из дома. Из них непосредственно к урокам онлайн приступили 380 тысяч человек. Остальным приходится осваивать новые знания по электронным и бумажным кейсам, так как в некоторых районах республики до сих пор нет интернета, или же он очень слабый.
Началось все торжественно. В расписание школьников на каждый день включили «урок с известной личностью» продолжительностью пять минут. Планировалось, что каждый день на связь с детьми будет выходить кто-то из публичных персон региона или чиновников. Первым, в понедельник, 6 апреля, слово взял глава Башкирии Радий Хабиров. В выступлении, которое он записал предварительно и выложил на YouTube, руководитель республики сказал, что пришло время героев, и сегодня это те, кто сидит дома и не подвергает опасности себя и своих близких. Красивый ролик на YouTube кончился, связь прервалась, и выяснилось, что платформа АИС «Образование» не работает: система не выдержала нагрузки и «полетела».
Урока нет, дети матерятся
Как рассказали родители школьников, как будет работать образовательная платформа, с самого начала никто нормально не представлял.
«Ни один учитель электронные платформы заранее с детьми не тестировал, - рассказала мама ученика школы №26 Уфы Мария Васильева (имя и фамилия изменены – ред.). – Зато собрали заявления на якобы наше желание учиться дистанционно и согласие на обработку персональных данных. Но самое главное – всю неделю виснет электронный журнал и дневник. А именно там все задания, в нём должны прикреплять сделанные задачи и видеть оценки».
"После двух дней мучений классный руководитель прислала в группу класса рекомендации минобрнауки о том, что использовать АИС «Образование» нужно только для учета успеваемости и планирования уроков, - продолжает Мария. - Родителям посоветовали не загружать и не передавать учебные материалы, не указывать ссылки, а также обмениваться информацией и заданиями в групповых чатах и по электронной почте".
По словам родительницы, большие планы свелись к фотографированию ответов на задания в тетрадях и отправлению их на электронную почту каждому учителю. Родители нервничали, звонили учителям, некоторые не выдерживали и кричали. В ответ педагоги рекомендовали…обратиться к школьному психологу!
«Слышала я, как прошёл урок географии по скайпу, - возмущается мама ученицы другой престижной школы Уфы Полина Шафеева (имя и фамилия изменены – ред.). – Учитель куда-то ушёл, дети остались одни, начали баловаться, включать музыку, материться, играть – кто во что горазд! И это продолжалось 20 минут. Спросила у дочери, где учитель. Ответила, что презентацию пошла записывать».
Брезгуют проверять
Проблемы возникли не только с онлайн-обучением. Местами процесс не пошел даже там, где ученикам должны просто разносить задания в бумажном виде, а потом собирать и оценивать.
«Мы вообще отказались от электронного обучения – у нас компьютера дома нет! – говорит мама ученика уфимской школы Надежда Ефимова (имя и фамилия изменены – ред.) – Сказали учителю, пусть приносят нам бумажные кейсы, будем всё выполнять. Но ничего так и не принесли».
В одной из групп города Сибая в соцсетях появился пост с аудиозаписью, сделанной в чате в WhatsApp якобы директора школы №8. Руководитель отчитывал своих подчиненных за то, что они боялись проверять тетради с домашними заданиями своих учеников из-за угрозы заражения коронавирусом.
«Мне совсем непонятно ваше мнение по поводу проверки тетрадей, - говорит мужской голос. - Это что такое – «я брезгую»? Может, вы работаете не там? Может, вам вообще сменить профессию? Поймите, в стране объявлен режим повышенной готовности! Если боитесь, то надевайте перчатки, обработайте антисептиком. Мы сегодня все будем работать!»
Сами учителя признаются, что им непросто, причем даже тем, кому не приходится проверять тетради.
«Я в обычное время столько не занималась работой, как на этой неделе, - призналась учитель школы №110 Айгуль Корнеева (имя и фамилия изменены – ред.). – Занята круглосуточно, даже сына-школьника некогда проконтролировать было. 150 домашних работ мне присылают каждый день. Все надо распаковать (не всегда это получается), проверить и выставить оценки. Выручают видеоуроки – просто высылаю ссылки школьникам в группах, они смотрят и выполняют задания. А платформы и у нас «висят». Понятно раздражение родителей и детей».
Почему не работает
Министр образования Башкирии Айбулат Хажин в первый же день дистанционной учёбы признал, что цифровые платформы республики не справились с огромной нагрузкой. Поэтому было принято решение уменьшить число онлайн-уроков.
«Два дня – во вторник и среду - с коллегой из министерства цифрового развития госуправления республики тестировали, как идёт нагрузка на трафик, понемногу добавляли его, - рассказал Хажин. – Так, 7 апреля было проведено 25 тысяч онлайн-уроков, за 8-е 27 тысяч, за 9 число – 30 тысяч. План был – 42 тысячи таких уроков в день. Наши провайдеры максимально подняли скорость интернета. Теперь готовы увеличить количество занятий в онлайн-режиме».
По мнению IT-специалиста Фанура Ризванова, сбои произошли из-за того, что сервер образовательного ресурса elschool.ru не успевает обслужить большое количество одновременных запросов от школьников.
«Надо увеличивать количество серверов в зависимости от трафика, - говорит он. - Если сервер упал, то от пользователя (учащегося) ничего не зависит. Все образовательные учреждения республики привязали к электронному дневнику elschool.ru. А у этого ресурса очень много программных недоработок, и сам он слабый – на большой трафик не рассчитан. Вот Дневник.ру нормально работал. Почему всех перевели на один, тоже непонятно».
Председатель региональной общественной организации «Совет матерей «Материнское сердце» Гульшат Ибрагимова:
«Главная проблема в дистанционной учёбе – когда дома нет компьютера и слабый интернет. Мы и раньше занимались ее решением при организации инклюзивного образования. Те, кому нужна наша помощь, могут обратиться по телефону 8-917-349-80-64.
Когда в семье много детей, а компьютер один, тоже сложно приходится. Телефоны не помогут. В нашей семье, например, решили перевезти на время компьютеры с работы – ведь и родителям, и детям надо заниматься одновременно. С интернетом проблемы, конечно, есть, но они все решаемы. В целом качество обучения, думаю, пострадает. Но это будет видно чуть позже, когда пойдут контрольные, экзамены. Плюс в том, что каждый день надо отвечать и высылать ответы учителю. Это дисциплинирует и учит самостоятельности. Моей дочери-восьмикласснице нравится так учиться. Что непонятно, конечно, спрашивает, и непонятного много. Считаю, родителям надо быть терпимее и ответственнее, и больше заниматься с детьми».