С первого сентября в школах Башкирии введена должность советника директора по воспитанию. Конкурсный отбор прошли 1954 педагога. Их задача – формировать у школьников патриотический дух и координировать их участие в общественных движениях и проектах. О том, как это реализуется на практике, рассказала советник по воспитанию и учитель географии школы села Дмитриевка Уфимского района Вера Кабирова.
Вдохновитель и координатор
Татьяна Шангина, «АиФ-Башкортостан»: Вера Александровна, насколько жёстким был конкурсный отбор на должность?
Вера Кабирова: От нашей школы заявки на конкурс «Навигатор детства 2.0» подавали четверо, от других было примерно столько же участников. Нужно было отправить свое портфолио, представляя опыт воспитательной работы в школе. Моя работа по пропаганде здорового образа жизни в классе, где являюсь классным руководителем, набрала максимальный балл. Также мы проходили тестирование.
– Вас специально обучали, перед тем как вы приступили к новым обязанностям?
– Весь июль мы учились дистанционно. Прослушали вебинары от представителей минпросвещения - лекции по воспитанию, по рабочей программе. Было очень интересно. В августе на базе детского лагеря прошёл очный недельный семинар - там на практике отработали теоретические знания. Участвовали в тематических мастер-классах, с нами работал психолог, чтобы адаптация прошла как можно успешнее. Очень переживали, что, придя в школу, не найдем взаимопонимания. Но нас подготовили к тому, как нас будут воспринимать. Региональные координаторы продолжают поддерживать, делятся опытом организации и проведения мероприятий, предлагают интересные проекты.
– Для чего, на ваш взгляд, ввели новую должность?
– Дело в том, что не все школы развивали работу с патриотическими организациями, которых сейчас довольно много. На классных руководителях и так лежит большая нагрузка по воспитательной работе, у них другие направления и должностные обязанности. Советник же будет связующим звеном между педагогами и общественными движениями, вдохновителем и помощником другим учителям, поможет расширить границы взаимодействия и покажет детям, что нужно участвовать в различных движениях, занимать активную жизненную позицию.
На смену пионерии
– С начала учебного года прошло больше трёх месяцев. Что вам удалось внедрить?
– С сентября мы начали активную работу с различными общественными объединениями. Один из первых классов вступил в движение «Орлята России». Школьники из параллели пятых классов пополнили ряды Юнармии, недавно было посвящение. Для учащихся 8-9 классов организована Школа безопасности. В планах на следующий год – посвящение в шаймуратовцы. Кроме того, у нас хорошо развито волонтёрство, работает медиацентр, где дети осваивают основы журналистской работы. Например, ко Дню народного единства сняли ролик, посвящённый достопримечательностям Уфы.
Не всем детям быть отличниками, и задача педагога – раскрыть потенциал каждого ребёнка, развивать его лучшие качества. Благодаря такой работе некоторых детей мы увидели совершенно с новой стороны. Им нравится, что они могут сами что-то создавать, творить.
– Новые движения очень напоминают те, что уже были в советское время...
– Ничего плохого в этом не вижу. Наши родители были пионерами, и это не помешало им в жизни. Многие представители старшего поколения до сих пор с восторгом вспоминают об этом. Моя мама, например, хранит все свои значки и пионерский галстук - для неё это предмет гордости и большое достижение. Кстати, когда наши дети вступали в ряды Юнармии и слушали гимн, по блеску в глазах было видно, что они тоже горды происходящим.
– Задают ли вам дети провокационные вопросы?
– Как-то один ребёнок сказал, что, как считают его родители, жизнь за границей лучше, чем в России. Я просто объяснила ему, почему жить на Родине всегда лучше, чем где-либо.
Панацея от соблазнов
– А как отреагировали родители, узнав, что их дети станут «орлятами» и «юнармейцами»?
– Были родители, которые задавали свой любимый вопрос: «А зачем нам всё это?». К сожалению, есть люди, которые сами не вполне понимают, что такое патриотическое воспитание. Прежде чем проводить это мероприятие, пригласили их на собрание, объяснили, чем будут заниматься дети. Убеждали, что участие в движении формирует ответственность и другие положительные качества, которые нужно воспитывать с малых лет. К тому же предполагает здоровую активность детей. Сегодня у школьников много соблазнов, и, если ребёнок не будет чем-то занят, его займут дурные мысли.
У нас в посёлке родители в основном солидарны с учителями, отрицательного настроя по отношению к движениям нет. Поскольку большинство взрослых днём на работе, они только рады, если ребёнок в свободное время не виснет в интернете и не слоняется по улицам.
Мне кажется, хорошо, что сейчас много объединений, и каждый ребёнок может развиваться наилучшим образом и реализовать себя.
– Домашних заданий школьникам задают немало. А тут ещё нагрузка в виде движений… Изменилось что-то в расписании детей?
- Учебный процесс не нарушается, дети приходят до уроков, если вторая смена, или после, если первая. Участие в движении нельзя назвать нагрузкой - дети с удовольствием туда идут. Или сравнивать с уроками, где требуют выполнения домашнего задания. Кроме того, знания, которые даются в рамках этих направлений, могут пригодиться в будущем. Например, если говорить о навыках, связанных с цифровизацией. Очень много детей, которые обычно не блещут на уроках, и только участвуя в каком-то мероприятии, движении раскрывают свои таланты.
Теперь знают гимн
– Каков ваш рецепт: как вырастить патриота?
- Только совместными усилиями государства, семьи и школы. Школа предоставляет для этого все условия. Поднятие флага и исполнение гимна – лишь малая полезная часть большой работы, которая должна вестись в этом направлении. Многие дети не знали гимн, теперь знают. Если мы будем работать все вместе, возможно, удастся вырастить патриотически настроенное поколение.
– То есть патриотическое воспитание в школе – это далеко не просто поднятие флага и исполнение гимна?
– Помимо этих двух пунктов, в программу патриотического воспитания входят уроки «Разговоры о важном». На них мы рассказываем детям о достижениях страны. Например, недавно провели урок «Россия атомная», где объяснялось, сколько мы шли к этой технологии, были уроки про Арктику, про Циолковского, про роль отцов в семье. Дети любят занятия, где можно расслабиться, просто пообщаться.
Для себя я не делю эти уроки и участие в движении. Школа предполагает одну большую программу, которая должна заложить в ребёнке любовь и уважение к своей родине.
– Как вы пришли в школу?
– С детства хотела быть учителем, играла в школу. Успела поработать преподавателем в вузе, но потом всё-таки решила реализовать свою детскую мечту. Мне очень нравится наша профессия, и без такого темпа, движения, как в школе, уже не могу.
– Уроки географии, классное руководство, да еще новая должность. Успеваете?
– С новой должностью нагрузку по основному предмету убавили - часов у меня стало поменьше. Работа советника по воспитанию открывает новые задачи и возможности, считаю, что перемены всегда к лучшему. Пока сложностей не ощутила. Учителя и администрация во всем меня поддерживают. Постоянно общаемся и с другими советниками, сложностей пока никто не заметил.