179

Новая школа. Артем Соловейчик обсудил в Уфе проблемы педагогов

Для обсуждения проблем образования в Уфу 22 августа приехал ведущий эксперт в сфере современного образования Артём Соловейчик, который пытается изменить существующую систему образования. Он продолжил дело своего отца, известного российского педагога, журналиста и философа Симона Соловейчика, создавшего первую независимую газету для педагогов. 

Сегодня Артём руководит издательским холдингом «Первое сентября», комитетом по образованию партии «Новые люди» и движением «Школа – наше дело». Вместе с супругой Марией он воспитывает восьмерых детей.

Зарплата - 75 тысяч рублей!

О проблемах в системе образования Артём Соловейчик знает из первых уст. 20 лет назад он объехал российские школы от Москвы до Владивостока и  сейчас решил повторить этот эксперимент.

«Тогда, в конце 90-х годов я поехал по школам на машине, без предупреждения, и увидел реальную картину, - рассказал Артём Симонович. – Учителям задерживали зарплату на несколько месяцев, но они на своих плечах несли образование вперёд, отказываясь от забастовок, мол, если не мы, то кто детей учить будет?! Сельские школы не отапливали, детей кормили плохо. Выходили из положения в разных регионах одинаково – заготавливали в больших количествах капусту. Тогда везде меня кормили в столовых тушеной капустой! Я понял, что наше образование попало в тупик, и с тех пор к лучшему мало что изменилось. Считаю, что фундамент страны – это образование. В будущем останется две профессии: учить и учиться. Поэтому давно возникла необходимость в силе, способной решать эти проблемы.

Фото: Партия "Новые люди"

По мнению эксперта, образовательная система требует пересмотра и разворота в сторону учащихся и педагогов. Он напомнил, что после майских указов президента страны зарплату учителям подняли до уровня средней по региону. Но не уточнили один важный нюанс: педагогическая ставка – 18 часов в неделю, а подняли зарплату за счёт увеличения этих часов. То есть, большинство учителей работает на полторы и две ставки, чтобы получать ту среднюю по региону зарплату. Это колоссальная нагрузка на педагогов. К тому же много сил и времени отнимает бюрократическая отчетность и бесконечная работа с документами. Соловейчик предлагает ввести единую оплату за одну ставку 75 тысяч рублей в месяц, а Рособрнадзор как контролирующую их структуру и вовсе упразднить.

«Директора школ, ректора вузов, руководители всех образовательных организаций должны быть подотчетны в первую очередь сообществу, и лишь потом государственным органам управления, - говорит Артём. – Считаю, что к ним нельзя применять статью 278 Трудового кодекса РФ, в которой говорится, что учредитель, как правило, администрация района или города, может его уволить без объяснения причин, как директор коммерческой структуры своего менеджера».

ЕГЭ сделать добровольным

О едином государственном экзамене как о необъективной оценке знаний школьника и падающем качестве образования рассуждали спикеры и участники круглого стола. Среди них кандидат социологических наук, доцент БашГУ Наталья Лавренюк-Исаева, председатель региональной общественной организации помощи людям с фенилкетонурией и другими редкими заболеваниями, председатель родкомитета одной из школ Уфы Матлюба Хакимова, руководитель образовательной программы «Капитаны» в УГНТУ Никита Кукачев.

Артём Соловейчик признал, что в свое время был одним из тех, кто привёз идею ЕГЭ в Россию. Но практика его не удовлетворяет.

«Да, это единственный социальный лифт для школьников, который даёт им возможность поступить в любой вуз в России, – говорит эксперт. – Но даже здесь многое решается не в пользу выпускника: не подал заявку, не можешь поступить на факультет, направление, куда проходишь по конкурсу. Или много примеров, когда высокобалльник не может поступить в ведущие вузы на бюджет, только платно. Я считаю, что ЕГЭ надо повернуть лицом к детям, сегодня им только пугают: “не сдашь - не поступишь, не получишь диплом”. Из обязательного: экзамен нужно сделать добровольным и дать возможность пересдавать его в тот же год».

По его мнению, проводить ЕГЭ должны независимые от государства тестирующие организации, а его результаты должны направлять лично выпускнику школы. Он уверен, что неправильно по результатам экзаменов судить не только уровень знаний учеников, но и работу учителей, и в целом качество образования в регионе. Если педагогов освободить от излишней нагрузки, у них появится больше времени на живое общение с детьми, они смогут заинтересовать их в изучении математики, английского языка, биологии.

«Тогда из формального образования, где знания дают и получают из-под палки, появится другое: внутренняя свобода ребенка и его движение к самореализации. Вот в этом и должен помочь школьнику учитель. Но для этого он тоже должен быть свободным, внедрять собственные практики, экспериментировать, чтобы школьник знал, что каждый урок – только для него. Сегодняшние образовательные стандарты не отвечают запросам современного мира. Только так можно вырастить поколение свободных и целеустремлённых людей, которые не будут во всём надеяться на родителей. Пока же они не готовы к самостоятельной жизни, даже получая дипломы в университетах, не уверены в том, что они им пригодятся. Наша задача – перевернуть и оживить эту систему», – заключил Артём Соловейчик.      

Фото: Партия «Новые люди»
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах