Примерное время чтения: 7 минут
28004

«Ни за какие бонусы тут не останусь». Юный гений физики – о вузах Башкирии

Алексей Санин / Из личного архива

17-летний уфимец Алексей Санин стал известен в регионе после постов на страницах главы Башкирии в соцсетях. Радий Хабиров сообщил о победе школьника в Международной олимпиаде по физике имени Ахмада Аль-Фергани, и написал, что у одарённого парня есть «хорошая возможность» выбрать один из ведущих вузов республики, а также принимать активное участие в проектах Евразийского научного-образовательного центра. Корреспондент UFA.AIF.RU пообщался с Алексеем и узнал, привлекает ли его такая перспектива, и что он думает об образовании в республике в целом.

Досье
Алексей Санин родился в Уфе в 2004 году. До 7 класса учился в школе №37, а затем перешёл в инженерный лицей №83, в котором обучается до сих пор. Многократный победитель и призёр олимпиад различного уровня по математике и физике. Главное достижение на данный момент – золото на Международной олимпиаде школьников по физике имени Ахмада Аль-Фергани (IAFPhO). В свободное время любит кататься на велосипеде и гулять с друзьями.

«Писали, что купили победу»

Дмитрий Саламатин, UFA.AIF.RU: Алексей, с чего началось твоё увлечение точными науками?

Алексей Санин: Это было ещё в начальной школе. Классный руководитель тогда отправил меня на олимпиаду по математике, и там были достаточно интересные задания. Мне всё понравилось. До шестого класса всё текло примерно в таком темпе. Потом я перешёл в инженерный лицей №83, в котором учусь и сейчас. Здесь в девятом классе началось увлечение физикой. У меня оказались очень хорошие результаты на школьном этапе Всероссийской олимпиады по физике. Тогда учитель Артём Сухоносов присмотрелся ко мне и понял, что я не только математик. Я стал плотно заниматься физикой, начались олимпиады различного уровня и победы, интересные исследовательские работы.

– Говорят, математики и физики мыслят совсем иначе и видят мир по-другому. Так ли это?

– Ну, вообще, все люди видят мир по-разному. Так же математики и физики. Они тоже мыслят по-разному. К примеру, олимпиадная математика состоит из того, что условно тебе дано «ничего», ты знаешь «многое» и у тебя есть абстрактная задача, с которой тебе нужно что-то делать. Необходимо абстрактное мышление для её решения. У физиков же немного по-другому. Например, в олимпиадной физике у тебя есть задание, когда дано «многое», но тебе нужно получить «большее» – создавать не абстрактные конструкции, а основываться на конкретном, что у тебя есть. Вообще, мне моё мышление не мешает жить, а только помогает. Иногда.

– В регионе ты стал известен после постов на страничках соцсетей главы Башкирии и новостях по ним. Изменилось ли отношение к тебе знакомых, друзей и одноклассников после этого?

– Одноклассники и друзья и до этого видели мои достижения, но не такие крупные, конечно, так что их отношение никак не изменилось. Разве что были фразы типа «дружим со звездой», но это только как прикол. Немного странно было то, что видишь себя в новостях. Главное – не открывать комментарии, потому что там обычно пишут ничего не понимающие об этом люди. То, что купили победу и так далее. Незнакомые люди пару раз писали в личку, это тоже было странно, а так нормально. Всё равно через неделю всё пройдёт (смеётся).

«Репетиторы – вещь сомнительная»

– Ты занимаешься с репетитором или всему обучаешься сам и в лицее?

– Репетиторы – это вещь такая сомнительная. Например, из всех стобалльников моего учителя ни один к репетиторам не ходил, только если на русский язык. Большую роль играет именно самостоятельная подготовка и обучение в лицее с преподавателем. Мой физик подготавливал меня активно с девятого класса, с утра до вечера сидел я в лицее и готовился. Также на сборах для кандидатов в основную сборную на международную олимпиаду по физике проходила серьёзная подготовка.

– Как относишься к ЕГЭ? Готовишься ли к нему?

– Пока что никаких альтернатив в стране у ЕГЭ толком нет, но я к нему не готовлюсь, потому что у меня есть льготы для поступления в вуз за победы на олимпиадах. Только в десятом классе было штук восемь, по-моему. Например, ты набираешь 75 баллов по ЕГЭ по профильному предмету и получаешь +5 баллов, +10 и так далее в виде льгот. То есть, по сути, можно за три предмета набрать более 300 баллов. Сдал экзамен на 80 баллов, они округляются и станут 100 баллами. Либо есть такая вещь, как БВИ (без вступительных испытаний). То есть если тебе засчиталась эта льгота, то тебя просто принимают в вуз. А вот призёрство во Всероссийской школьной олимпиаде даёт мне право на поступление без экзаменов в любой вуз, на любое направление, связанное с физикой. При этом я буду в высшем рейтинге абитуриентов, с дополнительными стипендиями и хорошим местом в общежитии. Мне даже не нужно будет 75 баллов ЕГЭ, а просто получить аттестат и преодолеть порог по русскому языку. Математику в принципе даже не обязательно писать. Если подытожить по ЕГЭ, то буду готовиться только по русскому языку и к итоговому сочинению, которое будет в декабре.

– То есть ты не будешь сдавать ЕГЭ по математике и физике?

– Пока не решил. Потому что, набрав 100 баллов по математике, я смогу отблагодарить учителя, ведь за это ему будет дополнительная премия.

«Выплаты совсем не привлекают»

– Как относишься к выплатам, которые обещают местные власти высокобалльникам ЕГЭ при поступлении в республиканский вуз? Может ли быть так, что из-за них решишь остаться в регионе?

– Меня это не привлекает. Совсем. Потому что если ты поступаешь в вуз ради выплаты – это очень странно.

– А куда ты собираешься поступать? 

– В Московский физико-технический институт (МФТИ). Там очень хорошие преподаватели, и они уже вели у нас учебно-тренировочные занятия к международной олимпиаде по физике. Они организовывают много интересных мероприятий. Очень хорошее место, судя по преподавателям и людям, которые там учатся.

– А если республиканские власти пообещают какие-то сверхпоощрения или какие-либо иные бонусы, то ты согласишься выбрать местный вуз?

– Пока что у нас в республике нет таких мест, которые предложили бы что-то более-менее конкурирующее с престижными вузами Москвы и Питера. А деньги – они и так придут. На физтехе в МФТИ я спросил знакомых студентов – на третьем курсе можно зарабатывать очень хорошо. Повторюсь, деньги – это не тот фактор, который привлекал бы в университете. Ладно, сейчас ты получишь условно на пару миллионов больше, но потом будет гораздо меньше. В республике не такой высокий уровень образования в вузах, чтобы из-за выплат оставаться. А первое для меня – самый главный фактор.

Пока учителей не начнут ценить, проблемы со средним образованием будут.
АиФ

– Как относишься к уровню школьного образования в республике и по стране в целом? Можно ли утверждать, что оно снизилось в последние десятилетия?

– Если смотреть на достижения в олимпиадах на международном уровне, то он растёт. Школьники из России выступают практически наравне с Китаем на основной международной олимпиаде, и это при условии, что у нас людей, времени и бюджета на подготовку гораздо меньше. Если судить в целом по уровню среднего образования, то всё зависит от конкретной школы и учителей. Например, сейчас физиков не хватает в школах. Проблемы возникают потому, что преподаватели не ценятся. Если смотреть на профильные школы, то там потихоньку улучшения идут. Но пока учителей не начнут ценить, проблемы со средним образованием будут .

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах