Власти Башкирии накануне учебного года направили в районы новые микроавтобусы. Они должны заменить старые ПАЗики. Но неожиданно радостную по меркам чиновников новость жители республики встретили в штыки. Оказалось, что даже самый современный транспорт не радует: люди жалуются на то, что салоны неудобные, а маршруты непродуманны. Да и вообще родители хотят, чтобы дети учились в родных деревнях, а не ездили на уроки за несколько десятков километров. В ситуации разбирался UFA.AIF.RU.
Купили одно, а нужно другое?
Новые автобусы разъехались по районам Башкирии из Уфы 13 августа, в день проведения пленарного совещания августовского педсовета. Глава Башкирии поспешил поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях, подчеркнув, что это позволит открыть дополнительные маршруты для школьников. В этом году дали 41 автобус, а в октябре, уточнил Хабиров, в регион поступят ещё 120.
Но, видимо, власти не продумали, что действительно лучше для детей и родителей. Никакой радости сельчане не выразили. Наоборот, они начали возмущаться.
Так, жительница посёлка Туркменево (входит в город Октябрьский – авт.) Гульнара Галимова написала, что её сын не обрадовался этой новости, поскольку «ПАЗики лучше». По словам мамы, мальчик три года ездил в городскую школу №18, теперь пойдёт в первый класс школы и дочь. Проблема в том, что ученики начальной школы ещё маленькие: рюкзаки и школьный мешок за спиной во время поездки не снимают, плюс надо пристегнуться ремнем безопасности. В ПАЗе таких требований не было и места вдвое больше.
По мнению других родителей, не продуманы маршруты. Например, Алиса Корнеева из Благовещенска удивляется странному выбору схемы движения школьного автобуса, выделенного для школы №5.
«Детей он будет возить на учёбу только из одного микрорайона – "Северный", – рассуждает Алиса. – А в других местах города не дети живут?! Мы живём в микрорайоне "Надежда" - такой же опасный проход до школы, через коллективные гаражи, лесопосадки и оживлённый перекрёсток. В «Северном» ходит в два раза больше маршруток, у нас только две через каждые 20 минут, и то, если повезет. Наши два микрорайона находятся рядом, не вижу проблемы забирать наших детей на том же автобусе».
В садик и школу за 3 км
Жительница Башкирии Зульфира Хасанова рассказала, что её внуки живут на станции Кандры и учатся в школе №1 одноименного села, до которой более 3 км. Автобус приезжает на станцию за учащимися школы №2 из того же населенного пункта, а учеников школы №1 не забирает.
«Внуки вместе с другими детьми добираются сами, как могут. Получается, дети, обучающиеся в другой школе, хуже?» – спрашивает бабушка.
Мама детей пяти и восьми лет, пожелавшая остаться неизвестной, из деревни Каймашабаш Янаульского района пожаловалась на то, что общественного транспорта внутри населенного пункта просто нет. В садик и школу детям нужно идти пешком три километра, переходя трассу Янаул-Уфа, где нет пешеходного перехода.
«А сами пишут, что больше километра дети ходить не должны! – возмущается она. – По программе «Учимся плавать» мои дети должны были посещать бассейн в Янауле, но школьного автобуса у нас нет. Учеников 10-11-х классов в янаульскую школу родители сами возят. Всего чуть больше 10 километров, а ехать с классом в театр, кино, бассейн – проблема»
Школу сдали в аренду
Житель посёлка Золото (в семи километрах от Сибая, входит в городской округ – авт.) Насип Сакмаров рассказал о многолетних мучениях школьников и их родителей. Дело в том, что добротную начальную школу №3 в посёлке закрыли в 2009 году под предлогом, что будут строить новую среднюю. С тех пор дети, кто на чём, добираются на учёбу в Сибай - за 9 км. Едут на маршрутке, каждый день, отдавая за проезд 50 рублей. Вставать нужно в 6.30, чтобы в 8.00 быть в школе. Автобус поселковым ученикам, а их с 1 по 11 класса – 300, не выделяют.
«Мой сын в 6 лет пошел в первый класс, это было в 2013 году, – говорит Насип. – Каждое утро, пока он учился в первых классах, довозил его до места учебы перед работой. Времена настали непростые: маньяки, страшно маленьких детей одних отпускать. Начальная школа была рассчитана на 50 учеников, сейчас детей в посёлке ещё больше. Учителя вынуждены ездить на работу в город. Здание не аварийное: его отдали в аренду подростково-молодёжному клубу «Золото». Но если там занимаются спортом, то почему учиться нельзя?»
По словам Сакмарова, жители поселка неоднократно обращались к властям Сибая, вели переписку с минобрнауки, минстроем, встречались с депутатами Госдумы по своему округу. Люди считают, что поселку необходима своя «девятилетка», но получают ответы о нерентабельности такой стройки.
«Вначале получали обнадеживающие ответы от уже бывших двух глав городской администрации, что идут проектно–изыскательные работы, что стройка включена в республиканский реестр, - говорит мужчина. – А в последний раз, в 2019 году уже от нового главы Рустема Афзалова получили удивлённый ответ: мол, а кто вам обещал школу? После этого мы коллективно стали просить выделить детям школьный автобус, но власти отказали, якобы из-за того, что посёлок относится к Сибаю и расстояние меньше требуемого».
UFA.AIF.RU 16 августа направил запрос главе администрации Сибая Рустему Афзалову. Ответа на момент публикации не поступило.
И автобусу рады, а его нет
Жителям нового ЖК «Молодежный» в Миловском сельсовете Уфимского района обещанные детсад и школу не могут достроить из-за проблем с водоснабжающей организацией - СК «Миловский парк», которая не проводит в здания воду и канализацию. Детсад готов на 100%, школа на 50%. К 1 сентябрю прошлого года обещали открыть, но «техподключение – канализация и вода – только в проекте». Микрорайоны застраиваются. В «Молодежном» сдано шесть шестиэтажных домов, ещё восемь строятся за зданием будущей школы. Возобновилась стройка и ЖК «Миловский парк». Пять лет дольщики добивались завершения строительства своих домов, теперь пишут во все инстанции о школе и автобусе, но безуспешно.
«Из соседних деревни Ветошниково и «Миловского парка» детей в дёмские школы возят, а наших 40 нет! – говорит Нурия. – Всего 10 километров до города, из окна его видно, а добраться – большая проблема! Начальник отдела образования Дёмского района Уфы обещал, что в декабре 2020 года поступят два новых автобуса, один из них будет наш. Автобусы получили, но не мы. Сейчас новая партия пришла, мы снова в пролёте. Дети идут пешком до деревни Ветошниково, где ходит единственная маршрутка №364. "Башавтотранс" не пускает автобусы, потому что нет остановок. Для этого сначала нужно 400 метров пройти через кладбище.
Затем перейти трассу, где нет ни пешеходного перехода, ни ограничений скорости – машины летят. Видимо, ждут, когда случится беда. Я, например, еду вместе с дочерью, вечером её жду после занятий, чтобы вместе вернуться. А на моей площадке девочка в третий класс весь год добиралась одна, потому что родители ещё раньше на работу уезжают!»
«Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций относятся к полномочиям органов местного самоуправления районов и городов, – прокомментировали в пресс-службе минобрнауки республики. – Принятие решения о реорганизации или ликвидации сельской школы не допускается без учета мнения жителей».
Что касается новых автобусов, они все прошли установленную сертификацию и соответствуют всем нормам безопасности перевозки детей: снабжены ремнями безопасности, в них установлен ограничитель скорости до 60 км/час, блокировка движения с открытой дверью, а для удобства школьников в салонах установлены специальные полки для рюкзаков. Учитывая наши климатические условия, в школьные автобусы, закупаемые республикой, устанавливается дополнительная печка для комфорта в холодное время года.
Маршрут движения автобусов - прерогатива муниципалитетов, маршруты они согласовывают с отделами ГИБДД муниципального образования.
Председатель региональной общественной организации «Содружество многодетных семей Башкортостана» Рустем Шайахметов:
«Проблема не столько в отсутствии автобусов, сколько в непродуманности маршрутов движения. Новые автобусы лучше старых наличием ремней безопасности – это равнозначно пристегиванию в автомобилях. Я бы не стал это игнорировать. Для ранцев и вещей есть полки сверху и под сиденьями. Важнее вопрос, как используется существующий автопарк, и насколько удобно, прежде всего, детям. Автобусы должны их возить не только по маршруту дом-школа, но и на кружки, спортивные секции в райцентры и города. Чтобы сельские дети получили доступность не только к образованию, но к физическому, культурному развитию. И конечно, не должно быть так, чтобы одних школьников возил автобус, а других нет. Это задача муниципалитетов, отделов образования.
Много молодёжи уезжает из сел, потому что у них нет возможности там работать и получать хорошие доходы. В результате падает рождаемость, и в классах остаётся по 5-10 учеников. Считаю, если их не развивать, это «убивает» всю территорию. Не будет школы – не будет сельского поселения, через некоторое время вся молодёжь уедет туда, где она есть. Родители понимают, если не будет нормального образования для ребенка, то он не сможет потом устроить свою жизнь. Поэтому уезжают. Без школы, больницы село закономерно пустеет. К тому же в большинстве сельских территорий нет нормальных центров притяжения рабочей силы».