Только побывав дома у Лизы Киямовны, стало действительно понятно, что значит быть народным учителем. Это когда в вазах никогда не вянут цветы, потому что благодарные ученики – нынешние и бывшие - несут и несут букеты. На полках сервантов нет свободного местечка – все занято памятными сувенирами. А телефон беспрестанно пиликает смс и звонками от того самого народа, для которого Лиза Агадуллина стала когда-то номером один.
Учителю пора ставить памятник
Айгуль Мусина, «АиФ-Башкортостан»: Лиза Киямовна, вы и на награждении в Кремле высказали пожелание, чтобы в Уфе появился памятник учителю, и продолжаете настаивать на этом, даже определив место, где он будет уместен. В чём важность этого объекта?
Лиза Агадуллина: Пора уже заговорить об учителях! Меня очень расстраивает, что престиж профессии сильно упал. Вы помните, чтобы кто-то из учителей получал орден или медаль? Меня давным-давно, в 70-ом году, наградили медалью «За доблестный труд» на 100-летие Ленина. И всё. А так хочется, чтобы больше учителей чествовали, чтобы они чаще оказывались в центре внимания, чтобы их труд, как и раньше, получал признание. Для учителя это важно.
Появление такого памятника будет иметь огромное воспитывающее значение. Здесь, рядом с моим домом у Дворца спорта есть замечательный сквер, где он бы хорошо вписался. Здесь гуляют дети, молодые мамы, учителя и воспитатели из ближайших школ и детсадов. Живя именно здесь, я стала первым в республике Народным учителем РБ и здесь же я стала первым в республике Народным учителем РФ.
- Почему именно педагогу начальных классов?
- Им тяжелее всего. Сколько терпения надо, чтобы малышей не только учить, но и воспитывать. Учителя начальные классов продолжают работать, как раньше работали: не из-за денег, а из-за любви к своему делу. У них и репетиторства почти нет, всё держится только на самоотверженности. Уважаю очень их.
- За что дают звание «Народного»?
- Мне дали за большое количество подготовленных победителей и призёров олимпиад. Я сама даже не помню, сколько их. Больше ста – это точно. Документы на получение звания были оформлены семь лет назад. Я уже забыла про это. И вдруг говорят – приезжайте. Я не хотела, но директор школы убедила, взялась сопроводить. Город мне устроил поездку. Вы знаете, Путин мне понравился. Аура у него хорошая. Видите на фото: я ему что-то говорю, а он на меня смотрит, как послушный ученик.
Живой экзамен важнее
- У вас огромный стаж работы – 58 лет. Больше полувека в сфере образования. Как менялась школа, учителя за это время?
- Когда я начинала работать в Кигах (Кигинский район – прим.ред), мне было 16 лет. И уже для бабушек я была «апа». Вот какое уважение к профессии. Как-то случайно перед кем-то обмолвилась, что мука кончается, смотрю, на следующий день кто-то оставил в классе ведро с мукой. Первая моя зарплата была 39 рублей. Я на эти деньги купила ботинки со шнурками, теплый платок и на жизнь еще достаточно оставалось. Но при этом учитель и работал на совесть. Если ребенок недопонимал, то мы просто оставляли и занимались с ним, потому что это наш брак. Так считалось. Никакого репетиторства. Сейчас учитель – просто урокодатель. Программа расписана хорошо, уроки проходят хорошо, но материал глубже не дают, потому что знают - все пойдут к репетитору. Говорят, зарплата у учителя 28 тысяч. Нет такого. Я, народный учитель, в два раза меньше получала. Да, это за одну ставку. Но полторы-две ставки я не брала, потому что для меня важно качество. А оно начинает хромать, когда учитель взваливает на себя много часов.
- А как ЕГЭ вписалось, по вашему мнению, в систему образования?
- Хорошо только то, что все в равных условиях сдают экзамен. Но есть нечестности. У меня был в классе мальчик, ну, ничего не соображает. Знак хлора даже не знает, как писать. Я спрашиваю, куда пойдешь. В мединститут, говорит, мама там работает. ЕГЭ по химии сдал лучше всех в классе. Когда аттестат вручали и называли баллы, весь зал хохотал.
На живом экзамене слушать живого человека гораздо лучше. Когда ты принимаешь, ты слушаешь ребёнка и понимаешь, что у него логика есть, соображает он хорошо. Это не через бумагу оценивать.
- А много ли сейчас учителей, работающих по призванию? Не секрет, что в педагогический поступают сейчас лишь для того, чтобы получить диплом.
- Это правда. Я когда присутствую на госэкзаменах, всегда спрашиваю, куда пойдут дальше работать. Никто не собирается в школу. А если даже и идут, то очень быстро наступает выгорание. Раньше к молодому учителю прикрепляли опытного, который учил, помогал. Сейчас он остаётся один на один с классом, а дети ведь зачастую жестоки, испытывают на прочность, тиранят. Приплюсуйте к этому маленькую зарплату и огромную бумажную работу. Очень многие не выдерживают и уходят. Поддержка нужна молодежи. И вообще учительству. Престиж надо поднимать.
Репетиторство – это стыдно
- Вы – противник репетиторства. Почему?
- Это мое кредо – никогда. Стыдно! А душевный покой – самое главное. Не должен учитель этим заниматься.
- Говорят, вы двойки не ставили никогда ученикам.
- Крайне редко. Зачем ребёнку портить настроение двойкой? Атмосфера в классе очень важна. Я утром приходила, оглядывала класс, кто с каким настроением пришёл из детей. Если вижу, что кто-то смурной, подойду, поглажу, спрошу, как дела. Обращалась ко всем «дочка», «сыночек» и всегда по имени. Однажды был случай – забылась и назвала ученицу по фамилии. Она встала и заплакала. «За что?» - спрашивает. Я тут же поправилась, успокоила.
- У добрых учителей обычно самые шумные уроки. Как удавалось держать класс?
- Я старалась вырастить порядочных и воспитанных людей. Для меня эта задача была важнее, чем вырастить победителя олимпиады. Не кричала никогда. Взывала к совести, к внутренней культуре. Современная школа пытается отстраниться от вопросов воспитания, это в корне неверно. Школа и учитель играют в жизни ребёнка очень важную роль. Порой судьбоносную. Помните, раньше было обязательным посещение учителями семьи. Прихожу как-то к мальчику домой. А там старенький диван стоит, стол да стул. Такой бедноты не видела никогда. Мама техничкой на заводе работает, одна воспитывает сына. А парень-то талантливый. Я обещала себе, что вытащу его. Готовила к олимпиадам, к поступлению в вуз. Помню, ему экзамен сдавать, а мать его отправила на дачу смородину собирать. Выслала за ним ученика своего, привезли на экзамен. Поступил. Окончил с красным дипломом химфак. Теперь директором предприятия на севере работает.Другого мальчишку-детдомовца должны были в колонию отправить. Он серьёзно нахулиганил. Я упросила оставить под свою ответственность, потому что видела, что талантлив сорванец. Сейчас этот хулиган - профессор в нефтяном университете.
Одарённых надо поддерживать бесплатно
- Больше ста олимпиадников международного, всероссийского, республиканского уровней подготовлено за все годы. Невероятная цифра. Как вы выявляли среди всех детей именно тех, на кого можно сделать ставку?
- В 6 классе я проводила классные часы, и выбирала сообразительных. Все хулиганы были мои. Директор говорит – он же на учёте в милиции, зачем его берёте. А потом этот «учётный» привозит 1 место. Им не давали нагрузку, не было выхода энергии – поэтому они хулиганили. А я их забирала на кружки, с 7 класса уже на олимпиады брала.
Я не делала ставку на так называемых гениев, умеющих нестандартно мыслить. По моим наблюдениям, не очень хорошо складывается у них в дальнейшем. То ли высокомерие какое-то развивается, то ли родители передавливают. Я делаю ставку на среднего ребёнка. На трудягу. Выявить именно того, из которого может выйти толк, не так трудно: надо поставить перед ним сложную задачу, создать нестандартную ситуацию и посмотреть, как он будет из нее выходить. Бывает, ребёнок из деревни приехал, нет у него знаний, но есть логика: соображает, выкручивается. Вот это и есть нужный ученик.
- Как именно шла подготовка к олимпиадам?
- Каждые выходные мы собирались в школе. Пили чай, разбирали задачи. Приходили заниматься не только олимпиадники, но и те, кому просто надо подтянуть знания по химии. Об этих выходных и у меня, и у детейосталисьсамые лучшие воспоминания. Летом у нас работал лагерь, куда приходили с лекциями профессоры. Работала система «школа – вуз»: преподаватели университетов давали уроки, я их сама подбирала.И все это было бесплатно для детей. А потом свернули проект – сказали, денег больше бюджет не дает.
- Семья не жаловалась, что вы постоянно пропадаете на работе?
- Мой муж меня всегда поддерживал. Он вместо меня иногда ездил с детьми на олимпиады в другие города, если я приболела. Когда ко мне приходили дети заниматься, всегда накрывал стол, кормил и поил их. Дети – сын и дочь – тоже всегда приходили на помощь. Однажды мой ученик, которого я готовила к олимпиаде, заболел. Я расстроилась. А сын говорит: «Давай я схожу». Я его не готовила, а он взял призовое место. К сожалению, муж три года назад умер. Сын сейчас в Москве работает. До этого преподавал в УГАТУ, но зарплаты там маленькие, поэтому согласился на московское предложение. Дочь внуков воспитывает.
- По итогам прошедшего учебного года выяснилось, что сдаёт республика позиции по числу олимпиадников.
- Так и будет продолжаться. Не слушают же меня. Надо открывать бесплатный лицей для одарённых. Восстанавливать работавшую систему «школа-вуз», но чтобы это было бесплатно для детей.
- В прошлом учебном году у нас всего 4 победителя всероссийских олимпиад. Один из них – восьмиклассник из РИЛИ по химии. Случайно не ваш?
- Мой. Там преподает химию мой бывший ученик,кандидат наук. Я ему помогаю готовить олимпиадников. У меня дома занимаемся. Очень жаль, но этот перспективный восьмиклассникуехал учиться в этом году в Саранск. Потому что там интернат предоставляют бесплатно. Да ещё стипендию дают. А у нас проживание в ощутимую сумму выливается.
Живу учениками
- За 58 лет ни разу не хотелось бросить школу?
- Да вы что. Я кое-как лето проживала. Так мне хотелось, чтобы быстрее учебный год начался.
- На День учителя, наверняка, у вас полон дом цветов. А вы помните самый запомнившийся подарок от учеников?
- Видите, шкаф заставлен статуэтками, фигурками – это всё детские. За каждой – своя история. Вот этого дракончика с градусником подарила девочка Сабина. А у меня в кабинете холодно было тогда, ноги мерзли, отсюда бронхиты постоянно. Поставили мы эту фигурку в классе и тут выяснилось, что температура у нас всего 8 градусов! Я бегом к директору, мол, надо исправлять ситуацию. А вот этого мишку с надписью teacher №1 (учитель №1 – прим.ред) мне ученицы из Америки привезли. Они поступали в медвуз, но им сказали, что баллов не хватит. Пришли ко мне расстроенные. А я им говорю полушутя: поступайте на химфак и учите английский язык, в Америку поедете. Они так и сделали. И вдруг их от университета отправляют в Америку, одна так и осталась там жить. Самое интересное, что когда они мне подарили этого мишку с такой символичной надписью, через неделю я первой в республике получила звание Народного учителя РБ.
Я живу своими учениками. Всегда говорю себе: хорошо, что выбрала эту профессию. Кто бы мне сейчас помогал?Я уже почти не преподаю, а они идут и идут ко мне. Ученики в сад возят-привозят, дома навещают, в больнице когда лежала, шли и шли ко мне, даже неудобно было перед врачами. И дорогие препараты достали заграничные. Когда из-за подскочившего давления не смогла прийти на последний звонок к ученикам, они сами ко мне сюда пришли и во дворе мне песни пели. Ради этого стоило выбрать эту непростую профессию.