Примерное время чтения: 7 минут
1500

Наглеют и тупеют. Педагоги Башкирии спорят о запрете мобильников в школах

Законопроект о запрете мобильников в школах, принятый в Госдуме в первом чтении, встретил в Башкирии неоднозначную реакцию. Против столь радикальной меры высказываются многие родители и, конечно, сами ученики. Педагоги выступают в основном за, тем более что в регионе есть случаи буллинга в отношении учителей со стороны детей. Так, в сентябре преподавательницу уволили, потому что она обмотала студента скотчем. А по итогам выяснилось, что парни целенаправленно ее провоцировали, чтобы снять на видео. Но и у учителей есть свои предложения к законодателям. Какие ограничения в образовательных организациях действительно могли бы помочь, выяснял UFA.AIF.RU.

Средство хайпа

История про преподавательницу, обмотавшую студента скотчем, произошла в Уфимском автотранспортном колледже и вызвала в регионе широкий общественный резонанс. Пожилая женщина, имевшая большой опыт работы и множество наград, после этого не просто уволилась, а вообще ушла из профессии. Теперь же выяснилось, что виноваты были студенты. Как сообщил председатель комитета по образованию Госсобрания-Курултая Айбулат Хажин, подростки «решили хайпануть» и готовились к этому целенаправленно. Один провоцировал педагога, а второй сидел и ждал, когда можно будет начать снимать. Участники тематического круглого стола в парламенте заявили, что случаи буллинга со стороны детей не единичны, просто большинство из них не попадают в сеть. Ученики ловят учителей на ошибках, оговорках и снимают это на телефоны – что с этим делать, никто пока не знает. В том числе поэтому педагоги и выступают за ограничения по мобильникам.

Еще один аргумент в пользу запрета – снижение качества знаний. По словам Айбулата Хажина, (до избрания в парламент осенью 2023 года был министром образования и науки Башкирии – прим. редакции) в этом году в школах усилили контроль за использованием мобильников на ОГЭ. Результат – из 48 тыс. человек 4,5 тыс. не сдали экзамен. Причем часть этих детей не прошла государственную итоговую аттестацию и в дополнительный период осенью. Все больше и больше тех, кто не умеет считать в уме, испытывает большие проблемы с функциональным и смысловым чтением.

«Это очень большой показатель, такого у нас никогда не было», – признал экс-министр о результатах ОГЭ, добавив, что труднее всего современным детям даются литература, история, обществознание – где требуется мышление.

Пусть решает школа

Стоит отметить, что в республике те или иные ограничения по мобильникам уже есть. По словам начальника Управления контрольно-надзорной деятельности в сфере образования РБ Светланы Антипиной, локальные акты по этому вопросу приняли более 94,5% школ. Содержание везде разное – во многих местах телефоны допустимы, но с разрешения учителя. Полный запрет на сегодня установлен лишь в одной школе – в селе Ира около города Кумертау. Есть и такие примеры, когда образовательная организация вводила запрет, но по чьей-то жалобе приходила прокуратура и требовала его отменить. В законодательстве нормы о запрете тоже есть, но они пока носят рекомендательный характер. И сами педагоги тоже сходятся во мнении, что рубить сплеча в этом вопросе не стоит. К тому же вариант со сдачей мобильников – дополнительная ответственность для них в части сохранности гаджетов.

Опрос, проведенный среди чиновников в сфере образования и педагогов в городах и районах, показал, что больше половины респондентов выступили за ограничения, но с исключением для учебных целей. На внеурочных занятиях  запретить мобильники предлагают 28,6%, оставить только на переменах – почти 16%, с разрешения педагога – 3%. За полный запрет всего 1,3%.

«Законопроект мы поддерживаем, но нужно защитить нашу школу от двойного толкования этой нормы, – говорит Светлана Антипина. – На федеральном уровне однозначно нужны какие-то общие рамки, но было бы лучше, чтобы школы принимали свои локальные акты, с учетом контингента обучающихся, специфики обучения и прочего».

Педагоги высказали предположение, что исключение следует делать для детей с ОВЗ, для которых наличие мобильных телефонов – по сути, вопрос сохранения жизни. Телефоны сегодня используют, например, для напоминания о приеме лекарств. Однако в Минздраве региона уточнили, что обязательно нужны мобильники лишь детям с сахарным диабетом, которые отслеживают через приложение уровень сахара в крови. Таких в республике 1,5 тыс. человек, из них используют гаджеты 1,4 тыс. Детям с другими диагнозами телефоны для сохранения жизни, по сути, не нужны.

Привычка быть на связи

Целый ряд вопросов возникает и в связи с тем, что телефон сегодня для каждого – «третья рука». Учителя и сами признают, что мобильники дети используют не только для того, чтобы зависать в cоциальных сетях. Серьезная проблема – привычка родителей постоянно быть за связи со своим ребенком. Времена, когда детей просто отправляли в школу и встречались с ними лишь вечером, давно прошли. Нельзя забывать и о том, что педагоги тоже допускают некорректное поведение по отношению к детям, и те имеют право жаловаться на это родителям.

«В случае ЧП в школе, каждый родитель начнет звонить своему ребенку, чтобы убедиться, что с ним все хорошо. Или если какое-то заболевание вскроется внезапно, например, ребенок потеряет сознание в туалете. Он, может быть, и не смог бы воспользоваться телефоном в этот момент, но то, что у него в кармане не оказалось средства связи, родители предъявят учителям», – рассуждает замминистра здравоохранения Башкирии Татьяна Саубанова.

«Буллинг со стороны педагогов тоже есть, мы разбирали несколько таких серьезных случаев, - говорит уполномоченный по правам ребенка в Башкирии Ольга Панчихина. -  В случае запрета мобильников у родителей резонно возникнет вопрос, будут ли камеры в каждом кабинете. Если ребенок приходит домой, рассказывает, а это никак не может доказать, надо обеспечивать его защиту посредством камер».

Кстати
По данным Минобра Башкирии, только во время проведения ЕГЭ на обеспечение работы камер в регионе тратится больше 45 млн рублей.

Воспитать родителей

В свою очередь, родители напоминают о пользе гаджетов и дают понять, что дети используют их в практических целях.

«Моя дочь, например, ездит на школьном автобусе, – говорит мама пятиклассницы школы №5 поселка Чишмы Марина Шекунова. – Она у меня занимается танцами, IT-технологиями, постоянно меняется расписание занятий, о чем преподаватели пишут в чат. Бывает иногда, что я что-то пишу ей, и она может мне быстро ответить. По пустякам ни один родитель беспокоить ребенка не будет. Еще один момент: если, например, все телефоны складывают в один ящик на время урока, а кто-то прошел и уронил этот ящик – кто должен отвечать? Мое мнение – телефон должен быть в сумке».

Для многих детей мобильный телефон является показателем определенного социального статуса их семьи. Судя по всему, так думают и их родители. Так, начальник Управления образования города Кумертау Татьяна Юлусова, озвучивая данные опроса, сообщила, что родители хорошо обеспеченных семей чаще выступают за запрет мобильников. А противоположного мнения придерживаются семьи малообеспеченные и неполные.

Большинство педагогов все же сходятся во мнении, что объяснять вред использования мобильников нужно сегодня не только детям, но и родителям. Сегодняшние мамы и папы – поколение 90-х, «у которых нет тормозов» - в этом сошлись все участники круглого стола в госсобрании.

«Мы должны навести порядок в школе, – считает депутат Госдумы от Башкирии Эльвира Аиткулова. - Учителя сегодня не идут в школы, потому что не хотят работать с родителями, сама атмосфера отталкивает. Эту проблему надо решать, иначе кадровый дефицит будет нарастать. Если ребенок приходит в школу с установкой, что он главный, а здесь непонятно кто работает, те, кому не повезло, что мы можем сделать? К сожалению, родителями стали те, кто прошел через российскую школу, у которых нет понимания таких вещей».

Свои предложения по неоднозначному законопроекту региональный парламент планирует направить ко второму чтению в Госдуме.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах