На начало августа вопрос по формату обучения в школах республики остаётся открытым. Власти рассчитывают, что ситуация по коронавирусу улучшится, и школьники будут учиться как обычно. Но есть проблема: образовательные учреждения должны будут четко выполнять санитарные требования, а это сделать сложно. О том, как лучше организовать учебный процесс с 1 сентября UFA.AIF.RU спросил у педагогов и родителей.
Чиновники-оптимисты
И чиновники, и родители высказываются за возврат традиционного формата учёбы. Мотивы у каждого свои: властям больше не придется оправдываться за проблемы с интернетом при дистанционном обучении. А родители хотят, чтобы дети полноценно занимались по каждому предмету. Однако что будет происходить в новом учебном году, пока никто не объясняет. В минобразования подчеркивают, что настроены на оффлайн-формат и ждут улучшения ситуации по коронавирусу. В представлении чиновников все просто: просто нужно соблюдать санитарные нормы, и тогда никто не заразится.
Но те, кому придется непосредственно следить за соблюдением санитарии, не строят радужных перспектив. Рекомендации Роспотребнадзора и новые СанПИНы для организации учебного процесса сегодня – головная боль педагогов. В каждом классе должно учиться не больше 15 детей, расписание уроков и перемен не единое, а индивидуальное для каждого класса, уроки необходимо вести строго в одном кабинете, обязательно нужно ежедневно проводить дезинфекцию аудиторий и коридоров. Такие правила установлены по всей России для сохранения эпидемиологического благополучия.
«К основным санитарным требованиям в школах добавились дополнительные, - комментирует начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков управления Роспотребнадзора по Башкирии Римма Ахметшина. – В школах должны создать условия для разобщения потоков: открыть все входы в здание, на каждом проводить термометрию сотрудников и учащихся и дозаторы с дезсредствами. Учебный день для разных классов должен начинаться в разное время. Горячее питание младших школьников должно быть организовано отдельно для классов».
По словам Ахметшиной, в учебных заведениях должны установить обеззараживатели воздуха, обеспечить запасы дезсредств. Перед началом учебного года – генуборка с дезинфекцией. Вводится кабинетная система обучения, помимо основных классно посещать школьники будут только оборудованные кабинеты химии и физики и спортзал. Перемены необходимо проводить на улице. Масочно-перчаточный режим обязателен для сотрудников пищеблоков и клининговых компаний по уборке, рекомендован преподавателям 65+.
Школы не резиновые
Как пояснила директор одной из старейших школ в Советском районе Уфы, жёсткие санитарные требования к учебным заведениям носят рекомендательный характер. Ни минобразования, ни учредитель школы в лице администрации Уфы не выпустило каких-либо документов по организации учёбы, решение о проведении торжественной линейки тоже не принято. Но в случае заражения спрос будет, конечно, с работников школ.
«В нашей школе всего 20 кабинетов, и развернуться негде в отличие от «школ-гигантов», - говорит Марьям Габдулловна (имя и фамилия изменены – ред.). – Изменится всё: продолжительность уроков, исчезнут общие перемены, питание вообще под вопросом. Если каждый класс разделить по 15 детей, то учитель будет иметь двойную и даже тройную нагрузку на обычную ставку. Мы всегда ориентируемся на документы от учредителя, а здесь абсолютная тишина. Вижу два варианта: либо учредитель махнёт на нас рукой и вспомнит, что школа самостоятельно способна свои вопросы решать, либо ближе к 1 сентября будем ждать распорядительных документов».
Руководитель образовательного учреждения также сообщила, что никакого дополнительного финансирования на дезинфицирующие средства для школ нет. Получается, скидываться на них будут учителя или родители. Если на перчатки, маски антисептики на проведение ЕГЭ минобр ещё выделял деньги, то сейчас это под большим вопросом. По мнению директора, если школа обратится за помощью к родителям, то они будут жаловаться, поскольку многие остались без работы. При этом она не считает дистанционное обучение выходом из ситуации.
«Оно должно быть для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, для тех, кто далеко живёт, для спортсменов – у кого не выработана система ежедневного посещения уроков, - говорит Марьям Габдулловна. – Основной массе она просто не нужна, потому что значительно снижает качество образования. Детей и так заставить читать большая проблема. Дистанционно нельзя отследить процесс решения задачи. Если сейчас ВПР всё же пройдут в сентябре-октябре, то получим детей «нулевыми». Они же не могут себя сами мотивировать. Эти необычные условия многие воспринимают, простите за жаргон, как халяву. Учиться надо в школе».
Подготовка у психиатра
Тем временем минобразования решил помочь педагогам школ подготовкой к новому учебному году в условиях пандемии с помощью специалистов «Республиканского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». С лекциями перед учителями выступят психологи, педагоги, психиатры, дефектологи, логопеды и социальные педагоги.
«В этой ситуации «самый лучший выход» – послать нас к психиатру, - возмущена учитель географии райцентровской школы Галина Дементьева. – Получается, мы будем работать в два раза больше: ведь в классах по 30 человек, у меня пять классов, я в две смены буду работать за те же деньги? Это же ненормально».
В этой ситуации «самый лучший выход» – послать нас к психиатру! Получается, мы будем работать в два раза больше. Это же ненормально».— АиФ
Формат нового учебного года сейчас продумывают во всех регионах. И далеко не везде власти выбирают традиционное обучение. Как рассказала переехавшая в Лениногорск (Татарстан) педагог, в ее школе склоняются к тому, чтобы в обучать 1-5, 9-й и 11-й классы. А 6,7,8 и 10-е классы – дистанционно. Эта мера разгрузит школу и обезопасит детей.
«Штата и так не хватает – у нас восемь филологов, у всех больше 30 часов в неделю, - поддерживает этот вариант учитель русского языка и литературы одной из гимназий в Кировском районе Уфы Марина Кузьмина. – Теперь 65 часов в неделю будет? Лучше бы в средней школе оставили дистанционку, иначе мы не справимся с таким объемом! Хотя понятно, что будут сбои, не все дети будут участвовать в онлайн-уроках».
Родители в растерянности
Родители все же продолжают настаивать на обучении в школах. Помимо вопроса об успеваемости, дистанционные уроки создают для многих большие сложности: многие буквально разрываются между работой и детьми, которые остаются одни дома и предоставлены сами себе.
«В конце прошлого учебного года, когда родители намучались с дистанционным обучением, они были активнее, а сейчас замерли в ожидании, - говорит руководитель региональной общественной организации содействия в решении социальных проблем семьи и человека «Продвинутые родители» Ирина Банникова. - Всем им хочется одного: чтобы быстрее закончились ограничения в связи с пандемией, и учёба шла в стандартном режиме. Но сегодня чётко никто ничего сказать не может. Возможно, сегодня рождается один вариант, к 1 сентябрю он изменится. А когда начнут дети учиться, столкнёмся с другой реальностью. Надо отметить и новое явление – многие дети, испытав себя в дистанционке, выражают желание продолжить так учиться. И их мнение надо учитывать».
Комментарий
Председатель комитета по образованию, культуре, молодёжной политике и спорту Госсобрания-Курултая Башкирии Раиль Асадуллин:
«Нагрузка на городские школы будет большая: по 30 человек в классе, проблемы возникнут с социальной дистанцией, в отличие от сельских школ. Я уверен, что на первом этапе, будет обрушена кабинетная система обучения. Это было достижение конца прошлого столетия, дало резкий скачок качества образования. А теперь Роспотребнадзор эту форму организации обучения не разрешает на начальном этапе. Рабочие группы уже готовят рекомендации для учителей республики. Сегодня по оценке минобразования в сравнении с советским периодом средний учитель ведёт 1,47 часа ставки, превратился в урокодателя. Говорить об увеличении нагрузки в два и три раза – физически невозможно. Нагружать учителя дальше – нереально. Поэтому будет меняться система управления образовательным процессом региона, района, школы. Это произойдёт за счёт изменения классно-урочной системы, за счёт внедрения цифровой педагогики».