Сдача итоговых экзаменов в Башкирии в этом году с самого начала была осложнена ограничениями из-за пандемии коронавируса. На это наложилась аномальная жара, неожиданная для участников ЕГЭ сложность заданий. Результаты тоже пока хуже, чем ожидалось, хотя в этом году учителям, подготовившим стобалльников, обещали выплаты. О том, в каких условиях приходилось писать тесты выпускникам и много ли было нарушений, – в материале UFA.AIF.RU.
В условиях пандемии и жары
Итоговая аттестация в республике стартовала только 3 июля. Роспотребнадзор установил жесткие требования – масочный режим, социальная дистанция, не более девяти участников в аудитории, из-за чего экзамен по русскому языку разбили на два дня. Неприятный сюрприз преподнесла природа – именно с начала июля в регионе установилась аномальная жара. На третий и четвертый дни экзаменов дети и их родители не выдержали и стали жаловаться на горячие линии минобрнауки и Рособрнадзора на плохое самочувствие.
«На экзамене по русскому мы просто задыхались, а окна не разрешили открывать, – рассказала участница ЕГЭ Алия Максютова (имя и фамилия изменены). – Сказали, что оттуда могут прилететь шпаргалки!»
На отсутствие комфортных условий в аудиториях жалуются очень многие родители.
«6 июля на ЕГЭ по русскому и 10-го по математике дети были в школьных костюмах, окна не открывали, – говорит мама выпускника Галина Андреева (имя и фамилия изменены – прим.ред.). – На физике 13 июля окна разрешили открыть, и вода была, но сын всё равно страдал от ужасной жары и духоты. Ни вентиляторов, ни кондиционеров в нашей школе не было ни на одном экзамене».
С правом пересдачи
То, что выпускники мучались из-за отсутствия вентиляторов подтверждают общественники и власти. При этом ситуацию попытались исправить не сразу.
«10 июля, когда проходило ЕГЭ по математике, не везде были установлены вентиляторы, - прокомментировала председатель профильной комиссии Общественной палаты республики Лида Исаргакова. – Находиться в помещении пять часов подряд в условиях аномальной жары – это испытание, и это может повлиять на качество выполнения экзаменационной работы. Мы обратились в минобразования с просьбой создать детям комфортные условия. Нам ответили, что делается всё возможное – проветриваются помещения, везде есть кулеры с водой и стаканчиками, воду выпускникам разрешено приносить с собой, отменили для них дресс-код, рекомендовали везде поставить вентиляторы».
Министр образования и науки Башкирии Айбулат Хажин признал, что жалоб по температурному режиму было много, в некоторых местах аудитории из-за плохого самочувствия покидали по пять-десять человек. Он заявил, что чиновники «над природой не властны» и сообщил, что все, кто не выдержал тяжелых условий, смогут пересдать эказамены в резервные дни – 24 и 25 июля.
Удаляли за шпаргалки
Не обошлось без нарушений со стороны учеников. Их выявляли в трёх ситуационных центрах республики. 11 выпускников поймали с поличным: десять человек попались на экзаменах со шпаргалками, один школьник пронес с собой мобильный телефон. Все результаты аннулированы.
«Кроме удаления и аннулирования результатов на нарушителей оформлялся административный протокол, последует штраф, – сказал Хажин. – Каждый случай разбирается, проводится служебное расследование. Ведь кто-то из-за неуверенности в своих силах пронёс справочные материалы, кто-то – с умыслом списать верный ответ. Хотя все школьники знают, что шпаргалки проносить на экзамены запрещено. Уверен, жизнь для них на этом не закончилась, хоть в этом году права пересдачи у них нет. Но можно попробовать свои силы в будущем году».
Первых двух нарушителей задержали на экзамене по литературе 3 июля в Орджоникидзевском районе Уфы и в посёлке Иглино одноименного района.
Есть и факт нарушения порядка проведения ЕГЭ со стороны организатора. В одной из школ Уфы педагог, наблюдавшая за экзаменом, пронесла в аудиторию мобильный телефон то ли по незнанию, то ли с умыслом кому-то помочь. Её удалили, а затем оштрафовали на 20 тыс. руб.
По словам родителей экзаменуемых, в одном из районных пунктов сдачи все были возмущены случаем на экзамене по информатике. Во время экзамена один из выпускников посмотрел вниз. Через какое-то время, как оказалось, по звонку из центра наблюдения, к нему подошел педагог и грубо вывел из аудитории. В коридоре заставили расстегнуть пиджак, поднять галстук, осмотрели все пуговицы. Ничего не обнаружив, разрешили вернуться и писать работу. «Разве это не нарушение прав ребенка и санитарно-эпидемиологических требований?», - спрашивают родители.
В минобразовании UFA.AIF.RU заявили, что никого не обыскивали, всё происходит добровольно.
Сложные задания
Проблема, которая объединила выпускников со всей страны, – это неожиданная сложность заданий и несовпадение с демо-версиями, по которым школьники готовились к ЕГЭ. Никаких скидок на дистанционную учёбу в четвёртой четверти и подготовку к экзаменам они не почувствовали, даже наоборот. После ЕГЭ по химии 16 июля появилось несколько петиций в интернете с требованием признать недействительными результаты по предмету из-за сложности заданий. К примеру, инженер Сергей Арутюнян создал обращение в адрес министра просвещения РФ о том, что оценку результатов надо скорректировать, так как на реальном экзамене заданий, по которым дети готовились, даже близко не было. На 22 июля ее подписало 42,6 тыс. человек. Среди них есть и жители Башкирии.
Рособрнадзор на это ответил, что все задания сформированы в рамках школьной программы.
«Петиция по результатам ЕГЭ по химии была запущена не из нашего региона, – сообщил министр образования Башкирии Айбулат Хажин. – На нашу прямую линию поступило всего лишь две жалобы от родителей выпускников из республики, которые не согласны с результатами по этому предмету и жалуются на сложность заданий. Пока говорить о том, что ребёнок не справился, рано. Результатов будут только 28 числа. Я, как учитель химии, сам прорешал эти задания, особенно 34-е по атомарной химии, которые называли сложными. Они не сложнее прошлогодних. Считаю, если ребёнок готовился, то он сдал».
«Надо было готовиться»
Однако, по мнению выпускников профильного класса лицея №62 Уфы, задания и правда были гораздо сложнее: КИМы включали очень редкие примеры. Все были в шоке от столь высокого уровня. Уфимка Татьяна Огнева говорит, что химия – её любимый предмет, но даже при этом ей было сложновато сдавать экзамен из-за необычных заданий. Аналогичная ситуация была на экзамене по информатике.
«Ни у кого не было совпадений с теми ФИПИ, которые мы решали весь год, - говорит выпускник Игорь Долгов (имя и фамилия изменены – ред.). – Четыре года с репетиторами занимался, но с половиной задач впервые столкнулся!»
Четыре года с репетиторами занимался, но с половиной задач впервые столкнулся!
Кстати, по ЕГЭ по информатике в республике в этом году результаты показали снижение на один балл. В целом по России – снижение на два балла.
«Причин несколько, например, снижение числа профильных классов по информатике, чего нельзя допускать, – рассуждает Айбулат Хажин. – Задания были несколько сложнее, чем в прошлые годы. Понятно, что они должны усложняться с каждым годом. Демо-версии выкладывали в интернете ещё в ноябре 2019 года. Надо было готовиться».
Количество набравших 100 баллов по пяти экзаменам достигло 53. По географии – 7 выпускников, по литературе - 3, по информатике - 10, по русскому языку - 25, по профильной математике - 8. Кстати, в прошлом году в республике было максимальное количество отличников – 109.
Хажин отметил рост среднего балла по литературе, русскому языку, географии и истории. По его прогнозам, число участников, написавших работы на максимальный и высокие баллы, должно быть большим. Все результаты, включая экзамены в резервные дни, будут известны до 3 августа.
Комментарий
Председатель региональной общественной организации «Содружество многодетных семей Башкирии» Рустем Шайахметов:
«Если есть массовое недовольство, значит есть существенные изъяны. Но с другой стороны, если отменить результаты, то недовольных меньше не станет. Просто те, кто хорошо сдал, не согласятся с данным решением. Сама система ЕГЭ очень забюрократизирована и не направлена на выявление знаний по предмету. И сейчас в выпускных классах в большей степени не изучают предмет, а натаскивают на хорошую сдачу экзамена.
Считаю, что русский язык необходимо разделить на профильный и базовый. Для примера, Томас Эдисон, Ганс Кристиан Андерсон, Александр Белл, Альберт Эйнштейн не смогли бы сдать ЕГЭ по языку из-за проблем с грамотностью. Но это те люди, которые изменили наш мир. Получается, что существующая система ЕГЭ не дает шанса многим талантливым ребятам. Система должна давать возможность принимать решения по каким предметам сдавать ЕГЭ в более поздние сроки. Мир быстро меняется, в 18 лет трудно точно знать, кем ты хочешь стать, но система должна дать шанс изменить свое решение».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть