Примерное время чтения: 9 минут
614

50 тысяч учителям обещали, а баллы ниже. Как в Башкирии сдают ЕГЭ

pixabay.com / pixabay.com

Сдача итоговых экзаменов в Башкирии в этом году с самого начала была осложнена ограничениями из-за пандемии коронавируса. На это наложилась аномальная жара, неожиданная для участников ЕГЭ сложность заданий. Результаты тоже пока хуже, чем ожидалось, хотя в этом году учителям, подготовившим стобалльников, обещали выплаты. О том, в каких условиях приходилось писать тесты выпускникам и много ли было нарушений, – в материале UFA.AIF.RU.

В условиях пандемии и жары

Итоговая аттестация в республике стартовала только 3 июля. Роспотребнадзор установил жесткие требования – масочный режим, социальная дистанция, не более девяти участников в аудитории, из-за чего экзамен по русскому языку разбили на два дня. Неприятный сюрприз преподнесла природа – именно с начала июля в регионе установилась аномальная жара. На третий и четвертый дни экзаменов дети и их родители не выдержали и стали жаловаться на горячие линии минобрнауки и Рособрнадзора на плохое самочувствие.

«На экзамене по русскому мы просто задыхались, а окна не разрешили открывать, – рассказала участница ЕГЭ Алия Максютова (имя и фамилия изменены). – Сказали, что оттуда могут прилететь шпаргалки!»

На отсутствие комфортных условий в аудиториях жалуются очень многие родители.

«6 июля на ЕГЭ по русскому и 10-го по математике дети были в школьных костюмах, окна не открывали, – говорит мама выпускника Галина Андреева (имя и фамилия изменены – прим.ред.). – На физике 13 июля окна разрешили открыть, и вода была, но сын всё равно страдал от ужасной жары и духоты. Ни вентиляторов, ни кондиционеров в нашей школе не было ни на одном экзамене».

С правом пересдачи

То, что выпускники мучались из-за отсутствия вентиляторов подтверждают общественники и власти. При этом ситуацию попытались исправить не сразу.

«10 июля, когда проходило ЕГЭ по математике, не везде были установлены вентиляторы, - прокомментировала председатель профильной комиссии Общественной палаты республики Лида Исаргакова. – Находиться в помещении пять часов подряд в условиях аномальной жары – это испытание, и это может повлиять на качество выполнения экзаменационной работы. Мы обратились в минобразования с просьбой создать детям комфортные условия. Нам ответили, что делается всё возможное – проветриваются помещения, везде есть кулеры с водой и стаканчиками, воду выпускникам разрешено приносить с собой, отменили для них дресс-код, рекомендовали везде поставить вентиляторы».

Министр образования и науки Башкирии Айбулат Хажин признал, что жалоб по температурному режиму было много, в некоторых местах аудитории из-за плохого самочувствия покидали по пять-десять человек. Он заявил, что чиновники «над природой не властны» и сообщил, что все, кто не выдержал тяжелых условий, смогут пересдать эказамены в резервные дни – 24 и 25 июля.

Удаляли за шпаргалки

Не обошлось без нарушений со стороны учеников. Их выявляли в трёх ситуационных центрах республики. 11 выпускников поймали с поличным: десять человек попались на экзаменах со шпаргалками, один школьник пронес с собой мобильный телефон. Все результаты аннулированы.

«Кроме удаления и аннулирования результатов на нарушителей оформлялся административный протокол, последует штраф, – сказал Хажин. – Каждый случай разбирается, проводится служебное расследование. Ведь кто-то из-за неуверенности в своих силах пронёс справочные материалы, кто-то – с умыслом списать верный ответ. Хотя все школьники знают, что шпаргалки проносить на экзамены запрещено. Уверен, жизнь для них на этом не закончилась, хоть в этом году права пересдачи у них нет. Но можно попробовать свои силы в будущем году».

Первых двух нарушителей задержали на экзамене по литературе 3 июля в Орджоникидзевском районе Уфы и в посёлке Иглино одноименного района.  

Есть и факт нарушения порядка проведения ЕГЭ со стороны организатора. В одной из школ Уфы педагог, наблюдавшая за экзаменом, пронесла в аудиторию мобильный телефон то ли по незнанию, то ли с умыслом кому-то помочь. Её удалили, а затем оштрафовали на 20 тыс. руб.

По словам родителей экзаменуемых, в одном из районных пунктов сдачи все были возмущены случаем на экзамене по информатике. Во время экзамена один из выпускников посмотрел вниз. Через какое-то время, как оказалось, по звонку из центра наблюдения, к нему подошел педагог и грубо вывел из аудитории. В коридоре заставили расстегнуть пиджак, поднять галстук, осмотрели все пуговицы. Ничего не обнаружив, разрешили вернуться и писать работу. «Разве это не нарушение прав ребенка и санитарно-эпидемиологических требований?», - спрашивают родители.

В минобразовании UFA.AIF.RU заявили, что никого не обыскивали, всё происходит добровольно.

Сложные задания    

Проблема, которая объединила выпускников со всей страны, – это неожиданная сложность заданий и несовпадение с демо-версиями, по которым школьники готовились к ЕГЭ. Никаких скидок на дистанционную учёбу в четвёртой четверти и подготовку к экзаменам они не почувствовали, даже наоборот. После ЕГЭ по химии 16 июля появилось несколько петиций в интернете с требованием признать недействительными результаты по предмету из-за сложности заданий. К примеру, инженер Сергей Арутюнян создал обращение в адрес министра просвещения РФ о том, что оценку результатов надо скорректировать, так как на реальном экзамене заданий, по которым дети готовились, даже близко не было. На 22 июля ее подписало 42,6 тыс. человек. Среди них есть и жители Башкирии.

Рособрнадзор на это ответил, что все задания сформированы в рамках школьной программы.

«Петиция по результатам ЕГЭ по химии была запущена не из нашего региона, – сообщил министр образования Башкирии Айбулат Хажин. – На нашу прямую линию поступило всего лишь две жалобы от родителей выпускников из республики, которые не согласны с результатами по этому предмету и жалуются на сложность заданий. Пока говорить о том, что ребёнок не справился, рано. Результатов будут только 28 числа. Я, как учитель химии, сам прорешал эти задания, особенно 34-е по атомарной химии, которые называли сложными. Они не сложнее прошлогодних. Считаю, если ребёнок готовился, то он сдал».

«Надо было готовиться»

Однако, по мнению выпускников профильного класса лицея №62 Уфы, задания и правда были гораздо сложнее: КИМы включали очень редкие примеры. Все были в шоке от столь высокого уровня. Уфимка Татьяна Огнева говорит, что химия – её любимый предмет, но даже при этом ей было сложновато сдавать экзамен из-за  необычных заданий. Аналогичная ситуация была на экзамене по информатике.

«Ни у кого не было совпадений с теми ФИПИ, которые мы решали весь год, - говорит выпускник Игорь Долгов (имя и фамилия изменены – ред.). – Четыре года с репетиторами занимался, но с половиной задач впервые столкнулся!»

Четыре года с репетиторами занимался, но с половиной задач впервые столкнулся!

Кстати, по ЕГЭ по информатике в республике в этом году результаты показали снижение на один балл. В целом по России – снижение на два балла.

«Причин несколько, например, снижение числа профильных классов по информатике, чего нельзя допускать, – рассуждает Айбулат Хажин. – Задания были несколько сложнее, чем в прошлые годы. Понятно, что они должны усложняться с каждым годом. Демо-версии выкладывали в интернете ещё в ноябре 2019 года. Надо было готовиться».

Количество набравших 100 баллов по пяти экзаменам достигло 53. По географии – 7 выпускников, по литературе - 3, по информатике - 10, по русскому языку - 25, по профильной математике - 8. Кстати, в прошлом году в республике было максимальное количество отличников – 109.

Хажин отметил рост среднего балла по литературе, русскому языку, географии и истории. По его прогнозам, число участников, написавших работы на максимальный и высокие баллы, должно быть большим. Все результаты, включая экзамены в резервные дни, будут известны до 3 августа.

Комментарий

Председатель региональной общественной организации «Содружество многодетных семей Башкирии» Рустем Шайахметов:

«Если есть массовое недовольство, значит есть существенные изъяны. Но с другой стороны, если отменить результаты, то недовольных меньше не станет. Просто те, кто хорошо сдал, не согласятся с данным решением. Сама система ЕГЭ очень забюрократизирована и не направлена на выявление знаний по предмету. И сейчас в выпускных классах в большей степени не изучают предмет, а натаскивают на хорошую сдачу экзамена.

Считаю, что русский язык необходимо разделить на профильный и базовый. Для примера, Томас Эдисон, Ганс Кристиан Андерсон, Александр Белл, Альберт Эйнштейн не смогли бы сдать ЕГЭ по языку из-за проблем с грамотностью. Но это те люди, которые изменили наш мир. Получается, что существующая система ЕГЭ не дает шанса многим талантливым ребятам. Система должна давать возможность принимать решения по каким предметам сдавать ЕГЭ в более поздние сроки. Мир быстро меняется, в 18 лет трудно точно знать, кем ты хочешь стать, но система должна дать шанс изменить свое решение».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах