Многие родители сегодня, стремясь дать своему ребенку все самое лучшее, делают его «заложником собственных амбиций». Уже стало абсолютно нормальной практикой то, что еще до школы дети занимаются сразу в нескольких секциях и кружках, ходят на развивающие занятия. Как найти золотую середину и правильно подготовить будущих первоклассников, всегда ли элитная школа лучше и в чем главные минусы «удалёнки», в интервью «АиФ-Башкортостан» рассказала учитель начальных классов Наталья Сапожникова.
Примут всех
Наталья Ахмадуллина, «АиФ-Башкортостан»: Наталья Борисовна, правильно ли поступают родители, отдавая детей в «развивайки» и подготовительные школы, или все необходимые знания могут быть успешно усвоены в первом классе?
Наталья Сапожникова: – Совсем без подготовки будет непросто. Это связано с огромным объёмом информации, которую сейчас приходится усваивать не только взрослым, но и детям. Поэтому, чем лучше ребёнок будет подготовлен к школе, тем проще ему будет учиться. Идеальный вариант – если он умеет читать. На сегодняшний день помимо той информации, которую мы даём в школе, одна из главных целей обучения – не столько подача самих знаний, сколько обучение детей правильно находить эти знания, добывать информацию – в том же самом Интернете, в библиотеке – и, таким образом, восполнять пробелы. Умение читать – это возможность получать информацию из прочитанного, и задача учителя заключается в том, чтобы дети читали осмысленно и могли делать выводы из прочитанного.
– Конечно, в школу примут всех, но в этом случае первокласснику будет сложнее, на него навалится дополнительный труд – учиться складывать буквы, слоги, слова. Поэтому в подготовительных классах мы стараемся прежде всего научить чтению, хотя бы складывать слоги, чтобы детишки приходили в первый класс с определённой базой.
Кроме того, учебный процесс в школе очень отличается от дошкольного учреждения, от того, к чему малыши привыкают в детском саду. Развивайки, подготовительные курсы, помимо всего прочего, помогают безболезненно адаптироваться. Ведь с приходом в школу меняется ведущий вид деятельности ребёнка – игра. Подготовительная школа как раз и есть переходный период, когда в игровой форме даются какие-то знания, навыки. В той же игровой форме учебный процесс продолжится в первом и втором классах.
С оглядкой на родителей
– Что изменилось в современных учениках начальной школы? В чём сложности взаимодействия с ними?
– Я бы сказала, прежде всего, изменились родители, их отношение к школе. А ведь тандем педагога и родителя является основой успешного обучения ребенка. Современные родители – не все, но таких сейчас много – зачастую перекладывают свои обязанности на учителей. Например, собрать портфель первокласснику – это обязанность мам и пап. Ведь если ребенок приходит на занятия неподготовленный, и на уроке вдруг выясняется, что тетрадки, учебника или альбома у него при себе нет, «мама забыла положить», он испытывает колоссальный стресс. Педагоги и родители в этом отношении должны быть союзниками, должны взаимодействовать и вместе постепенно приучать первоклассника к самостоятельности.
– Как с этим бороться?
– Стараюсь говорить детишкам «поищите, понаблюдайте, разберитесь», постепенно учу их этому. Примерно к третьему классу они начинают интересоваться, исследовать, самостоятельно искать информацию в том же интернете, задавать вопросы старшим. Самое главное – запустить этот процесс.
– Какова в этом роль родителей?
– В первую очередь именно они формируют свое чадо. Есть дети, чьи мамы и папы постоянно заняты на работе, не заглядывают в школьные тетради, не проверяют дневники. А есть родители, которые занимаются со своими детьми, уделяют им много времени. Соответственно, и дети: кто-то интересуется учебой больше, кто-то меньше.
По своему опыту я вижу: если спросить первоклассника «что такое хорошо и что такое плохо», теоретически он ответит правильно, однако поступит в жизни ровно так, как принято поступать в его семье. Можно воспитывать, разговаривать сколько угодно, но дети всегда учатся на практическом примере тех, с кем контактируют больше всего, соответственно – порой бессознательно, нехотя – полностью копируют поведение своих родителей.
Школа «под родителя»
– Нужно ли отдавать детей в элитные школы, или можно спокойно идти в школу по месту жительства?
– Считаю, что мамы и папы должны четко понимать возможности своих детей. Если вы видите, что ребёнок действительно развит не по годам, что он очень талантлив, одарён в какой-либо сфере, и это не только ваше мнение, а очевидный факт, подтверждённый специалистами, тогда имеет смысл задуматься об элитной школе. Однако перед её выбором следует лучше присмотреться и прислушаться к своему малышу, оценить его физические и моральные возможности, вкусы и интересы. Выбирая школу, необходимо действовать по принципу «для него», а не «для меня». Зачастую бывает, что родители насильно тянут своих детей, только чтобы потешить свои амбиции. А он не может, не хочет, ему не нравится, он устает от мероприятий, от излишне сложной программы. Такое сверхдавление сильно подавляет личность, вредит детской психике, формирует комплексы. Конечно, это не означает, что нужно пустить ситуацию на самотек.
– Новоиспеченного первоклассника обязательно нужно контролировать: и педагог, и родители учат его учиться, потому что изначально он не умеет этого делать. Излишний либерализм ни к чему, но нельзя перегибать палку, требуя от него слишком много, и следует руководствоваться, прежде всего, его интересами.
Еще один минус учёбы не по месту жительства – это удалённость от одноклассников: дети будут меньше контактировать со сверстниками, не образуются важные связи, которые должны формироваться между людьми.
Помните, как раньше дружили всем двором и так же ходили в школу? Сейчас для подобного общения нет возможностей, потому что детей в школу привозят из разных районов, соответственно они общаются меньше.
Кому продлёнка, кому удалёнка
– На ваш взгляд, есть польза от «продлёнки? Кому нужно в неё идти?
– В нашей школе есть группа продленного дня, для малообеспеченных семей она бесплатная. Польза в том, что здесь ребёнка покормят, дадут ему отдохнуть, за ним, разумеется, будет присмотр. Также ему частично помогут сделать уроки, однако рассчитывать на то, что он более успешно справится с домашним заданием и выполнит его на 100%, находясь на продлёнке, не стоит. Учитель просто физически не в состоянии проконтролировать и уделить внимание каждому, ведь в группе обычно бывает около 30 детей. Заставить всех выучить домашнее задание попросту невозможно, к тому же нет такой цели, основная цель – присмотр.
– Мы ждем детей в сентябре и готовим школу к их приему. Пока у нас нет никаких распоряжений о том, что обучение будет проходить удаленно. Надеюсь, что все-таки школа будет работать по традиционной схеме, ведь ничто не сравнится с живым общением, когда ты видишь глаза ученика, отслеживаешь его реакции. Кроме того, это нужно не только педагогам, но и самим детям, которые должны контактировать очно. Ведь они почти не общаются, кроме как с помощью телефонов, которые всегда можно отключить, если надоел собеседник. Особенно ярко можно наблюдать последствия «неживого» общения, когда школьники попадают в летний лагерь и вынуждены проводить друг с другом много времени. Они сталкиваются с явлением другого общения, живого и зачастую теряются, потому что вдруг приходится мириться с привычками другого человека, с чужой индивидуальностью, «выключить» которую, как по телефону, уже не получится. Возникает чувство дискомфорта, но именно его преодоление, в конечном счёте, дисциплинирует и учит детей нормальному взаимодействию. Что такое дружба, что такое коллектив, что такое единение душ – невозможно понять, общаясь онлайн.