Примерное время чтения: 6 минут
48387

Трое в классе и недоглядели? Мальчик с ОВЗ в Башкирии выпал из окна в школе

Регина Биргулиева / Из личного архива

В башкирском городе Стерлитамаке в школе № 25 для детей с ОВЗ тяжелую травму получил восьмилетний ученик Ислам Нугманов. Родные мальчика возмущены тем, что педагоги недоглядели за ребенком, а к тому же заявили родителям, что те не предоставили все необходимые справки о состоянии здоровья. Учителя объясняют случившееся тяжелой адаптацией ученика. Между тем выяснилось, что в школе нет тьютора, который должен обеспечивать безопасность таких детей, и этим фактом недовольны многие. В ситуации разбирался UFA.AIF.RU.

Выпал из окна

У восьмилетнего первоклассника Ислама тяжелый диагноз – расстройство аутистического спектра. С виду он обычный малыш, но совсем не говорит, и иногда, рассказывают его родные, может громко начать кричать или лечь на пол и ни на что не реагировать. Из-за особенностей развития его и отдали в коррекционную школу № 25. Все начиналось неплохо, но в результате несчастного случая мальчик оказался прикован к постели.

Как рассказала UFA.AIF.RU тетя мальчика Гузалия Булатова, все произошло на уроке музыки у преподавателя Ирины Синициной 12 октября. В классном кабинете на втором этаже было всего три ученика и сама учительница. Ислам вышел, а потом его нашли обездвиженным на первом этаже.

«Двери там специальные, тяжелые, сам он их открыть не смог бы, – рассказывает Гузалия. – Непонятно, каким образом, видимо, дверь была открыта, он вышел из класса, а потом его нашли на первом этаже. Врачи сказали сначала, что перелом руки, потом костей таза, а теперь обнаружили, что еще и позвоночник поврежден. Месяц они с мамой будут лежать в больнице, а потом еще минимум два месяца дома. И врачи боятся, как бы к этим проблемам другие не прибавились. Самое ужасное – он ничего не понимает, не может ничего сказать. Ему нельзя двигаться, а он пытается. Сказать ничего не может – только мычит, кричит».

В следкоме республики сообщили о проведении доследственной проверки по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). По данным источника UFA.AIF.RU в правоохранительных органах, мальчик спустился со второго этажа на первый, где выпал из окна. При этом по камерам видеонаблюдения установлено, что он сам поднялся, вошел в школу и только там уже обессилил у лестницы.

Не вызвали скорую?

Тетя Ислама подчеркивает, что когда с мальчиком случилось несчастье, педагоги не вызвали скорую, а только позвонили его маме.

«Они ей сказали: «вы что сюда ребенка больного привезли, у него же эпилепсия». Хотя у него нет такого диагноза. Альфия забрала его домой, а уже когда приехали, он начал кричать. Вызвали скорую – врач уже сказал про переломы. Потом только их увезли и срочно прооперировали. Когда муж Альфии пошел писать заявление в полицию, эта учительница прибежала и начала говорить, что мама сама виновата, должна была принести справку. Будто они не знали, что это тяжелый ребенок!» – возмущается женщина.

Преподаватель Ирина Синицина, с урока которой ушел Ислам, объясняет случившееся особенностями поведения ребенка, а также тем, что он пока не адаптировался к новым условиям. Она подчеркивает, что имеет стаж в образовании более 40 лет, в школе № 25 работает четыре года, и ни разу таких ситуаций не происходило.

«У ребенка наблюдаются трудности в общении, – поясняет она – Ему захотелось что-то увидеть – выбежал, что-то понравилось – схватил, не понравилось – бросил, зашел какой-то человек – убежал. И он ходил в школу только семь дней, такие же проблемы, насколько я знаю, у него были, когда он посещал детский сад. Мальчик не реагирует на незнакомых людей, очень привязан к маме. Вообще обстановка в классе у нас очень доброжелательная, я никогда не повышаю голос, понимаю, что дети особенные».

По словам педагога, Ислам пропал не во время урока, а на перемене. Сама она в это время включала ноутбук, чтобы подготовиться к работе.

«Потом я подняла глаза, сказала «ребята, начинаем урок», а его нет – убежал. В этот момент как раз выходила классная руководительница, наверное, он к ней больше привязан. Этот момент связан с трудностями социализации ребенка. Также мама сообщила, что в этот день он плохо спал, не покушал, был перевозбужденный. И да, так получилось, что он упал. С мамой мы контакт поддерживаем, очень сожалеем, что все так получилось. Вообще, когда все произошло, мама не сразу приехала, она сказала: «успокойтесь, такое с ним бывает». Я учитель-предметник и с этим ребенком встречалась буквально второй раз. Еще не успела с ним хорошо познакомиться».

Почему нет тьютора

Между тем вопросы к образовательной организации остаются. Гузалия Булатова сообщила, что при поступлении в школу, педагоги, увидев заключение психолого-медико-педагогической комиссии, сами подчеркнули, что мальчику нужен тьютор. Но в штате его нет. Мама Ислама, Альфия Нугманова сообщила, что может быть тьютором сама, но сотрудники школы отклонили ее предложение.

«Вообще на эту тему возмущались многие родители, ведь такие проблемы не только у нас, – рассказывает тетя Ислама. – Даже писали заявление в прокуратуру. Тогда нашли нужного специалиста на месяц, но потом его опять не стало, и все осталось как есть».

Узнать, почему в школе № 25 нет сотрудников, которые могут сопровождать особенно сложных детей, не удалось. В приемной директора образовательной организации сообщили, что сегодня в здании находятся правоохранители и руководитель не будет ничего комментировать. UFA.AIF.RU направил официальный запрос в минобрнауки республики, ответ на момент выхода публикации не поступил.

Комментарий:

Исполнительный директор АНО помощи детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра «Рассвет» Юлия Кожевникова:

«Безусловно, если у ребенка есть признаки аутизма, при адаптации в образовательной организации необходим тьютор. Комплексной подготовки таких специалистов у нас в регионе нет. Мы их готовим на средства грантов, но этого недостаточно. Школы из-за нехватки финансирования ввести их в штат не могут, рассчитывают, что учителя справятся, тем более, что классы небольшие.

Социализация детей с расстройством аутистического спектра действительно проходит непросто. И винить в произошедшем только одного педагога я бы не стала, ситуации действительно могут быть разные. Необходима система ранней помощи, где можно вести специальную подготовку особенных детей к детскому саду, школе. Пока ее не будет, педагоги в коррекционных школах будут по-прежнему справляться как умеют». 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах