В канун Дня учителя за поздравлениями и награждениями забывают о реальных условиях работы педагогов в школах, детских садах и колледжах. А они становятся все жестче – при той же ставке учителю вменяется всё больше обязанностей перед учениками, родителями и различными ведомствами. Корреспондент UFA.AIF.RU постарался разобраться, как сейчас живется учителям.
Предвзятость и взятки
В соцсетях множатся жалобы на учителей. Будучи не в состоянии наладить диалог с учителем и директором школы, родители регулярно строчат претензии на официальных страницах главы РБ Радия Хабирова и других представителей власти. Предметом жалоб становится холодная еда в столовой, предвзятость к отдельным школьникам и даже принуждение учителей к уборке снега.
В мае большой скандал случился в хореографическом училище Уфы, когда болеющая студентка с травмой не смогла сдать экзамен по итогам курса. В комментарии под постом главы РБ её родственница обвинила руководство заведения в национализме при приёме экзаменов и намеках на взятку. Но обвинения не подтвердились, а все студенты были допущены к переаттестации.
Бывает, когда в образование попал человек, который не любит детей и всячески это транслирует. Тут через страх уважать не заставишь. Но другое, когда дети, современные и жестокие, провоцируют учителей. Иногда даже специально устраивают сцены, чтобы заснять на видео и «прославиться».
Напомним, осенью прошлого года в автотранспортном колледже Уфы произошёл скандал: преподаватель обмотала студента скотчем. Позже выяснилось, что женщина имеет многолетний педагогический стаж и множество наград. Что говорил студент и как много, если смог вывести на такой поступок опытного педагога? Позже выяснилось, что двое парней специально обговорили сценарий: один должен был провоцировать преподавательницу, другой – снимать происходящее на камеру. Пока первый вел себя вызывающе, второй сидел и ждал, когда можно будет начать снимать. Педагога после инцидента уволили.
Современный учитель – это чаще всего хрупкая женщина, больше похожая на уставшую белку, чем на вызывающий трепет монумент. Она уже просто не в состоянии выбраться из круговорота уроков, дополнительных обязательств и проверки тетрадей. При этом работать приходится сразу несколько смен: сначала в шумном классе пытаться привлечь внимание учеников и замотивировать их учить, а потом - в личных чатах с родителями, которые ругаются за двойки.
«Все должны»
«Уже несколько поколений детей растут с представлением о том, что школа – это образовательные услуги, - сокрушается педагог Марина. - Поэтому говорить о том, что мы видим уважение, достойное отношение и любовь, не приходится. Дети несут из семьи предвзятость к учителю, транслируют отношение родителей типа «мне все должны», «я пуп земли». И особой вины детей в том, что ведут себя так, нет. Дети не рождаются наглыми и невоспитанными. В них это вкладывает семья и окружение».
«Мы мечемся меж двух огней. Сначала нужно пробить броню каждого ребёнка, а в классах их теперь по 40, заслужить авторитет, доказать, что заслуживаешь внимания – на каждом уроке изо дня в день! - рассказывает учительница одной из уфимских школ Елена. - А потом до 10 часов вечера разгребаешь жалобы и обвинения в буллинге от родителей. Мол, не имели права ставить низкую оценку, слишком предвзятое отношение к детям и тд. В итоге нас постепенно лишают главного инструмента в работе: плохие оценки - теперь это наши оценки, а не показатель того, что школьник ленится и не учит».
«Детям мы должны основную программу, родителям - сплочённый коллектив, экскурсии и развлечения, - рассказывает учитель начальных классов Гузель. - ГАИ спрашивает за то, как мы учим правилам дорожного движения, минфин спускает требования по финансовой грамотности, правительство требует отчётов по патриотическим мероприятиям. А ещё есть задания по трудовому воспитанию, дисциплине, безопасности в соцсетях, воспитанию семейных ценностей».
Дали право голоса
Часть родителей давно настаивает на том, чтобы камеры в классах работали не только в период ЕГЭ, но и во время рядового образовательного процесса - чтобы можно было «оперативно реагировать на ситуацию».
Уфимка Екатерина Васильева считает, что «учителям тоже стоит поучить закон о чести и достоинстве, когда орут на детей и называют дебилами. А то только дети виноваты, невоспитанные». Анастасия Смирнова согласна, что родители должны быть в курсе - как говорит учитель и что слышат дети в свой адрес.
«Есть, конечно, учителя, которые могут весь урок самоутверждаться за счёт детей, унижать их и орать, но таких единицы, - рассказывает учитель математики Юлия. - Заставлять остальных 99% жить и работать буквально за стеклом несправедливо. К тому же что инициаторы постоянного видеонаблюдения надеются увидеть? Как учитель пытается обеспечить условия для работы и объясняет тему? Однако родители совсем не готовы к тому, что они могут увидеть: как дети сидят под партами или прыгают на них, ходят во время урока, с вызовом сообщают, что не готовы и «ставьте два, мне все равно». А ещё пуще - как весь урок сидят в телефонах».
К слову, только с этого сентября школьные учителя получили право… делать замечания ученикам. Отныне учителя смогут обращаться к руководству заведения с требованием применить дисциплинарные меры к нарушившим установленные нормы ученикам. Законодатели считают, что это защитит педагогов от оскорблений, физического и психологического давления. И только с этого года запретили телефоны во время уроков. Теперь учитель может его отобрать и вернуть только родителю или законному представителю.
«Это новые законы как будто признают, что до этого многие годы, мы были безмолвным никем. Мы должны были молчать на законодательном уровне, а теперь у нас есть официальное разрешение управлять дисциплиной в классах! - отмечает учитель с многолетним опытом Дарья».
Главная мотивация
Оставаться в школе даже при таких условиях работы мотивирует только зарплата. По данным правительства России, учителя в среднем зарабатывают около 50 тысяч рублей, но в реальности такую сумму мало кто получает. По данным сайта «ГородРабот.ру», средняя зарплата учителя в Уфе в 2024 году – чуть больше 32 тысяч рублей. В среднем по данным за август учителя в Уфе могли получать от 25 до 39 тыс. руб. на руки, то есть после вычета всех налогов. Сумма варьируется от объёма нагрузки, специальности и статуса школы.
Для сравнения, с 1 января 2024 года. минимальный размер оплаты труда в Башкирии с учётом уральских 15% составлял 22 128 рублей. То есть профессионалы с вышем образованием, которым мы доверяем детей, трудятся фактически за МРОТ!
Выход – брать дополнительные ставки, осваивать и преподавать курсы типа робототехники, ментальной арифметики или основ словесности. Их в рамках кружковой деятельности включают в план, а оплачивают отдельно. Либо брать классное руководство – с 1 марта по поручению президента страны Владимира Путина размер выплат увеличили с 5 до 10 тысяч рублей.
Также учителя могут претендовать на гранты: в Башкирии в этом году 150 учителей получат по 690 тысяч рублей (на конкурс подано 180 заявок). Участвовать могут как преподаватели начальных классов, так и учителя-предметники сельских школ до 35 лет. Обладатели гранта должны отработать в деревенской школе не менее 10 лет. Программа была внедрена в 2019 году, изначально вручали 100 премий по 600 тысяч рублей.
Учителя среднего звена могут работать в поисках самородков, которые, написав ЕГЭ на 100 баллов, принесут наставнику 50 тысяч рублей. В этом году за 155 стобалльников (11 из которых были мультибалльниками) премировали 115 преподавателей.