(обновлено )
Примерное время чтения: 9 минут
249

«Чем старше бас, тем голос гуще». Аскар Абдразаков – о юбилее и Башопере

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ-Башкортостан № 28 09/07/2024

Художественный руководитель Башкирского государственного академического театра оперы и балета Аскар Абдразаков отпраздновал свой день рождения, а 23 октября в Большом зале Кремлёвского дворца пройдёт «Большой юбилейный концерт 55», посвящённый этой дате. Со знаменитым земляком мы побеседовали о творчестве, семье, коллегах, предстоящих и прошедших выступлениях.

Досье
Аскар Абдразаков. Родился в 1969 г. в Уфе. Заслуженный артист РФ. Народный артист РБ. Солист и художественный руководитель Башкирского государственного театра оперы и балета. Приглашенный солист Мариинского театра. Обладатель Гран-при Международного конкурса вокалистов Unisatransnet (ЮАР), Международного конкурса им. Марии Каллас (Греция), золотой именной медали и премии Фонда Ирины Архиповой «За выдающиеся достижения в исполнительском искусстве в последнее десятилетие XX века». Лауреат Национальной оперной премии «Онегин». Кавалер ордена Салавата Юлаева.

Талант и огромный труд

Юрий Татаренко: – Аскар Амирович, в этом году у вас юбилей – сразу две пятёрки. Ещё студентом вы побеждали на международных конкурсах, получали первые премии и Гран-при. А за что самому себе вы поставили бы «отлично»?

Аскар Абдразаков: – За то, что сумел самореализоваться. Ставил перед собой серьёзные задачи и выполнял их – этому я научился у родителей, спасибо им огромное.

– Ваш голос – врожденный дар или наработанное мастерство?

– Считаю, всё в совокупности. Нельзя научить человека хорошо петь, если он не обладает вокальными способностями. Можно многому научиться, но за этим будет стоять огромный труд! Успех – это десять процентов таланта, остальное – работа. Я занимаюсь каждый день, хотя бы 15-20 минут стараюсь выкроить. А по-хорошему вокал требует гораздо больше времени. Мало просто красиво петь. Важно думать, о чём ты поёшь, зачем вышел на сцену, донести смысл, главную идею произведения. Тогда зритель тебе верит.

Публике не расскажешь, что ты накануне съел что-то не то. Певцы тоже могут простужаться и испытывать проблемы со здоровьем. Но слушатели приходят получать удовольствие от выступления. И ты всю жизнь добиваешься их уважения, симпатии. Но если конкретно говорить про мой бас – это дар природы. Бас – исконно русский голос. Знаю, что некоторые певцы разрабатывают голоса, у меня вот сразу так сложилось.

 Вы к тому же в прекрасной физической форме! Это тоже от природы?

– Я стараюсь ежедневно следить за собой – делаю зарядку, занимаюсь йогой, выполняю упражнения на дыхание. Тут у меня все чётко. И еще я играю в хоккей. На первый взгляд, совершенно не сочетаемое — оперное пение и хоккей на льду. Но мне нравится! Считаю, что артисты должны двигаться, быть подтянутыми. Лично к себе стараюсь подходить максимально жёстко: как ты вышел на сцену, как ты одет, как поёшь — всё должно быть на «отлично». Это показатель профессионального отношения к любимому делу.

Все роли интересны

– Вы выросли в творческой семье, но в ней не было профессиональных певцов: мама - художник, отец – режиссёр и сценарист. Как вы попали на сцену?

– Мама великолепно пела русские и башкирские песни. Папа играл на многих музыкальных инструментах. В нашей семье всегда звучала музыка. Когда приобщаешься к ней, ты очень скоро в неё погружаешься с головой. К тому же мы жили в среде творческой интеллигенции, общались. Папа как-то попросил профессора Муртазину прослушать меня, и она ему сказала, что голос у меня есть. Миляуша Галеевна приучила меня к ежедневному труду. У нас были классические отношения профессора и ученика: я выполнял всё, что она требовала. Но мне посчастливилось работать со многими именитыми педагогами. Так, Ирина Константиновна Архипова приоткрыла для меня дверь в творчество Чайковского, Рахманинова, Глинки, познакомила с традициями исполнения романсов и оперных арий. С ней мы шлифовали многие произведения.

Довелось поработать и с прославленным басом Николаем Георгиевичем Гяуровым. Мы пели вместе в опере Верди «Дон Карлос», я очень многое у него почерпнул. Между нами возникла дружба, он делился секретами исполнительского искусства, рассказывал, что такое работа над образом.

Я и у студентов спрашиваю: зачем пришёл? Мне отвечают: «Не знаю, петь хочу, нравится». А я убеждён, что одного желания мало. Нужны чётко поставленные цели. Если кто-то кого-то привёл на сцену за руку, эта искусственность скажется очень быстро.

– В двадцать пять лет вы дебютировали на сцене Большого театра, спели хана Кончака и Дона Базилио. Помните тогда свои чувства?

– Конечно! Было страшно, ведь рядом такие корифеи как Евгений Нестеренко, Владимир Атлантов, Елена Образцова, Юрий Мазурок, Зураб Соткилава. Вся середина 90-х стала золотой эпохой Большого театра. На сцене творились чудеса! Ноги сами несли меня в театр, даже если в этот день у меня не было репетиции или спектакля. Я застал гениального режиссера Бориса Покровского и замечательного дирижёра Марка Эрмлера…

– В вашей копилке образов немало людей, облачённых властью: Кончак, Король Филипп Второй, Аттила, Борис Годунов, генерал Гремина. Насколько близки вам эти образы?

– Мне все партии дороги, все роли интересны. Басы в большинстве своём – либо злодеи, либо цари-императоры. Мне очень близок хан Кончак из «Князя Игоря». В будущее смотрю с оптимизмом: чем старше бас, тем голос гуще.

– Знаю историю, как вы прослушивались в Мариинский театр с «Элегией» Массне. Спели её на пустой сцене, в темноте. И маэстро Гергиеву понравилось!

– Тогда я ещё спел арию Кончака. Но сперва Валерий Абисалович попросил исполнить что-то лирическое. Не знал, что «Элегия» Массне – мой конёк! Ему всё понравилось, очевидно, потому что он сразу стал предлагать мне большие партии – Дон Жуана, например. Но я тогда не был морально готов к ней, был уверен, что это партия для баритона… Это теперь я знаю, что Дон Жуана можно петь и басам. Тот же Гяуров с удовольствием пел эту партию, называл её «массаж для горла». Он и мне говорил: «Пока молодой, пой партии молодых. Стариков и царей еще напоёшься – когда постареешь!»

Моя миссия – благополучие театра

– Пять лет назад вы стали художественным руководителем Башкирского театра оперы и балета. Какие качества нужны на руководящей должности?

– Быть управленцем очень интересно. И очень ответственно. Счастье и благополучие театра – моя миссия. Переживаю за бытовые проблемы коллег. Стараюсь дать возможности для творческой самореализации. В театре не бывает мелочей.

Худрук должен быть стратегом. И уметь разговаривать с певцами, другими творческими людьми. Они амбициозны, талантливы. Надо найти подход к каждому. Но мне проще – я ведь работаю в родном театре. Многих знаю много лет. Помню, кто как начинал свой путь в искусстве. Поэтому могу говорить прямо, в глаза, как сегодня спели.

Да, сцена многого не прощает. Но очень важно относиться друг к другу по-человечески. С коллегами по цеху разговариваю на равных, нет никакой пристройки сверху, не нужно показывать, кто здесь начальник, а кто подчинённый. Рядом со мной - труженики, которые добивались успеха долго и неустанно.

– Какова идеальная пропорция оперных и балетных спектаклей в репертуаре?

– Конечно, в горячую пору новогодних представлений «Щелкунчик» в приоритете. Так уж повелось, что в декабре-январе люди активно идут на балет… Но вообще стараемся соблюдать баланс. Рад за нашу балетную труппу: удалось договориться с маэстро Юрием Григоровичем о постановке ещё одного спектакля - «Раймонды». У нас идут его «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спартак». Любителям оперы могу сообщить: в ближайших планах театра – «Борис Годунов», постановка Андрона Кончаловского. Это будет российская премьера: прежде Кончаловский ставил оперу Мусоргского только в Италии. Я исполню заглавную партию, репетиции пока на начальном этапе, но к декабрю-январю, думаю, выпустим этот спектакль.

– Сегодня в тренде осовременивание оперы. Ваше отношение к этому? Встречались удачные примеры переиначивания сюжета, переноса событий в другую эпоху?

– Однажды я был членом жюри национальной театральной премии «Золотая маска». Мне запомнился «Евгений Онегин» в стиле инди-рок – в Театре на Таганке, в постановке Алексея Франдетти. Получилась слегка американизированная история, но мне понравилось. А уж молодёжь в зале и вовсе принимала спектакль на ура! Изобретательство, выдумка режиссёрская, в разумных пределах, конечно – почему нет?

В 2023 году Сергей Новиков поставил в Нижегородской опере своего «Онегина». И тоже было очень интересно смотреть всем хорошо знакомый сюжет. Режиссёр сумел удивить: Онегин на дуэли убивает не Ленского, а Зарецкого! И я тогда подумал: какое интересное решение, никогда такого не было, чтобы счастливая жизнь Ленского и Ольги отравляла душу Онегина…

– Ваша мечта записать диск башкирских песен пока так и остаётся мечтой?

– Желание записаться сохранилось. Потихонечку начинаем реализацию этого проекта. На концерте 3 апреля (посвящённом 90-летию Амира Абдразакова. - прим. редакции) прозвучала башкирская песня «Бейеш» – думаю, она войдёт в мой репертуар. В ней рассказывается о страданиях народа. К слову, со сцены Башоперы мы с Ильдаром спели то, что любил петь и слушать папа. Хочется сохранить тёплые воспоминания о нём.

– Когда большое семейство Абдразаковых собирается за одним столом, какие первых три тоста звучат?

– Первый, конечно же, за семью, семейственность. Мы все общаемся достаточно плотно. Звоним, поздравляем с днём рождения, а если есть возможность, приезжаем на торжества. На концерт, посвящённый 90-летию отца, приехали двоюродные сестры, было так радостно. Мы с братом почувствовали их большую любовь. Второй тост поднимем за встречу. А потом выпьем за родителей и всё, что они в нас вложили. Семья – это наши корни. Семейные ценности – то, что нельзя забывать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах