Мало кто знает, что матерью единственной дочери культового советского поэта Владимира Маяковского была наша землячка – Елизавета Зиберт. Причудливые повороты судьбы привели к тому, что они встретились за границей, в Америке, где и начался их бурный роман. Об этой романтической истории в Уфе сняли фильм «Маяковский и две Элли». Его режиссер и автор сценария – актриса Национального молодежного театра РБ имени М. Карима, основатель кинокомпании Life Style Cinema Эльвира Шрайнер.
Почему две Элли?
На спецпоказе в кинотеатре «Родина» Эльвира Шрайнер представила сразу две премьеры: второй документальный фильм называется «Перелистывая страницы» и посвящен немцам, живущим в Башкирии. Обе картины связаны одной национальной темой, ведь родителями Елизаветы (или Элли, как ее ласково звали дома) тоже были немцы – Петер и Хелен Зиберт. Об истории их семьи режиссер узнала во время работы над своим первым документальным фильмом «Перелистывая страницы», который снимала в рамках проекта «Слово Земли/Онлайн». Петр и Елена (на русский манер) познакомились в Давлеканово, куда переехали из Украины и Крыма, поженились, родили восьмерых детей. Элли в фильме сыграла сама Эльвира Шрайнер. Она же зачитывала воспоминания возлюбленной поэта из книги ее дочери Патриции Дж. Томпсон «Маяковский на Манхэттене» (фильм представляет собой микс художественного и документального кино).
Однажды на вечеринке Элли Джонс, как после эмиграции стали звать девушку, познакомилась с Маяковским. С тех пор они не расставались: каждый день много гуляли, поскольку оба были бедны, ходили по гостям. Три месяца свободы и счастья… А потом поэт уехал в Россию, на прощание усыпав кровать любимой незабудками, купленными на последние деньги. Вскоре она родила дочь Хелен (Елену) Патрицию, которую уменьшительно тоже стали называть Элли.
Влюбленным было суждено увидеться еще раз – спустя пару лет в Ницце, и провести вместе три дня. Маяковский познакомился с дочкой, потом страшно скучал, писал своим дорогим Элли письма. А еще через два года его не стало.
Актер – любитель, а Ницца – Ботанический сад
«Нам предстояло воссоздать дух Америки 20-х годов. Вообще, исторические фильмы на улицах современных городов снимать достаточно сложно,– рассказывает художник фильма Анна Дубакина. – Но мы нашли нужные локации: снимали в парке Якутова, доме-музее Ленина, жилом комплексе «Аристократ», а Ниццу – в Ботаническом саду. Жутко замерзли там, потому что в то время уже отключили отопление».
Маяковского сыграл непрофессиональный актер Рустем Насыров. Авторы фильма не старались придать ему внешнее сходство с поэтом, видимо, оставив простор для условности повествования и воображения зрителей.
«Я придерживаюсь мнения, что в кино важнее не профильное образование, а типаж и то, как человек ощущает себя в кадре. Считаю, что получилось стопроцентное попадание в образ, – объясняет Эльвира Шрайнер. – Рустем снимается у меня второй раз, впервые я заметила его в массовке на своем первом проекте «Несостоявшийся рейс».
На съемках произошел забавный эпизод: выяснилось, что актер совершенно не умеет грести, и в сцене катания на лодке Эльвира очень боялась, что они могут перевернуться.
В фильме приняли участие директор давлекановского историко-краеведческого музея Массар Мухаметзянов и краевед Сергей Иванов, которые предоставили материалы и фото поэта и его возлюбленной. А также искусствовед Майя Фаттахутдинова, которая долгое время общалась с дочерью Маяковского и перевела несколько ее очерков и книг.
Внук равнодушен к своим корням
«Как-то мне позвонили из "Бельских просторов" и попросили перевести книгу Патриции Томпсон «Маяковский на Манхэттене». Я сделала примерно половину и у меня возникли вопросы, тогда я попросила найти ее адрес, – рассказывает Майя Фаттахутдинова. – Когда мы связались, Патриция очень рассердилась, потому что не давала такого разрешения: оказалось, что книгу уже перевели в Москве. То есть возникло недоразумение, она понимала это и в утешение прислала мне свой очерк "Нарушая молчание". Потом мне дали перевести ее книгу "Мое открытие Башкортостана", и наша переписка стала постоянной».
В 2003 году Патриция Томпсон захотела познакомитьсяс Майей лично и пригласила ее в Москву, где всегда останавливалась в гостинице «Пекин» на площади Маяковского.
«У меня было ощущение, что монумент Маяковского сошел с пьедестала и я пожимаю ему руку, только в женском облике. Поразительная женщина: ей было 77 лет, больная, ходила с палкой, но столько было жизнерадостности, жизнелюбия, желания завести новые знакомства! – вспоминает Майя. – На протяжении 8 дней мы каждый день куда-то ездили, была дикая жара, я ужасно уставала, а она – нет, все время спрашивала: а куда мы еще поедем, а куда завтра поедем? Я сопровождала ее на всех встречах».
По словам искусствоведа, они много говорили о Маяковском, его окружении, чаще всего о Лиле Брик, которая всецело завладела поэтом. Особенно потрясала любовь Патриции к отцу, которого она видела всего раз в жизни в двухлетнем возрасте, и к русской культуре, которой очень прониклась. А вот ее сын Роджер не унаследовал этой любви, остался равнодушен к прошлому своей матери и бабушки. Майя Фаттахутдинова и Патриция Томпсон еще долго переписывались, но со временем из-за болезни и возраста дочь Маяковского перестала отвечать. А в 2016 году ее не стало.
Теперь история двух Элли будет жить и путешествовать по миру, потому что Эльвира Шрайнер намерена организовать дальнейшие показы фильма для широкого зрителя и отправить его на российские и международные кинофестивали.