Новогодние праздники не за горами, и те, кого пугают смена климата и долгие перелёты, присматриваются к внутренним направлениям отдыха. Активные и мобильные туристы выбирают регионы, богатые достопримечательностями и культурными локациями. И первую позицию в этом списке занимает Петербург. Даже если вы не раз были в этом городе, это не означает, что вы знаете его. В этом убедились участники пресс-тура «Петербург имперский и современный», организованного комитетом по развитию туризма Санкт‑Петербурга.
Дворцы-музеи и музеи-парадные
По замыслу Петра Первого, который, по словам А. Пушкина, «искал досуга, простора и свободы для своей мощной и беспокойной деятельности», Санкт-Петербургу, заложенному на берегах Финского залива, изначально было уготовано стать символом процветания и прогресса, интеграции в Европу, расширения экономических и политических связей. Вот и участники тура по-новому открыли для себя не просто город с великой историей, уникальными архитектурными и историческими памятниками, культурными сокровищницами, но и современный мегаполис, где сосредоточены крупнейшие финансовые и бизнес-структуры, а также и новые общественные пространства, креативные арт-объекты.
Безусловно, большинство туристов выбирают Петербург классический, имперский, величественный, светский. По числу музеев, театров и художественных галерей он составит конкуренцию любой столице мира, что и определяет его статус культурной столицы России. И здесь ещё больше простора для выбора маршрутов и направлений. Для начала – детокс для души. Если вы устали от бесконечного потока негатива, льющегося с экрана и со страниц СМИ, сходите в Манеж посетить потрясающую по насыщенности и звучанию выставку произведений русских художников XIX века «Покой и радость» из собраний многих музеев России. По словам сотрудников Манежа, экспозицию готовили в самые тяжёлые дни пандемии, чтобы отвлечь посетителей от тревожных мыслей и вселить в их души те самые покой и радость. В числе экспонатов – знаменитое «Видение отроку Варфоломею» из собрания Башкирского художественного музея им. М. Нестерова.
Есть желание продолжить культурный марафон, проникнуться прекрасной атмосферой высокого искусства? Добро пожаловать в Русский музей, крупнейшее в мире собрание российского искусства - от старинных икон до работ современных художников. Просторные залы, удобные диванчики и несуетная обстановка позволяют мысленно уединиться с любимой картиной, прочувствовать её дух.
А как передать впечатление от посещения знаменитого Мариинского театра? Названный в честь супруги императора Александра III Марии Федоровны, покровительницы искусств, этот храм искусства по сей день восхищает одновременно монументальностью и изяществом. В тот вечер в Мариинке «давали» «Сильфиду» Х. Левенсхольда – сплав великолепной сценографии, роскошных костюмов и безупречного мастерства танцовщиков.
И, конечно, обязательно надо выехать в пригород Петербурга, Царское село, чтобы насладиться шедевральным творением архитектора Б. Ф. Растрелли – Большим Екатерининским дворцом, официальной летней резиденцией Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Здесь, кажется, ещё витает дух августейших особ. Во время Великой Отечественной войны этот выдающийся памятник стиля барокко с более чем 300-летней историей был значительно разрушен, но усилиями реставраторов возрождён. Из 58 залов воссоздано 32, в том числе знаменитая Янтарная комната.
Но тем ещё и уникален Санкт‑Петербург, что музейным экспонатом здесь может быть и двор, и парадная, и афишная тумба, и даже дверная ручка или оконный витраж. Петербургские парадные - главная неформальная достопримечательность и особый культурный пласт северной столицы. А все потому, что до революции большое внимание уделяли оформлению входа в особняки и доходные дома: дверям, поручням, полам, витражам, лепнине. Многое из этой роскоши дошло до наших дней и доступно для обозрения. Как и другая неочевидная достопримечательность северной столицы - исконно питерские дворы-колодцы, скрывающиеся за богато декорированными фасадами доходных домов.
Новые точки притяжения
В Питере одними из первых в России уловили западные тенденции – перемещение досуговой активности на улицы, в общественные пространства. В соответствии с новыми трендами крепкие, в прошлом промышленные здания после реновации в стиле лофт стали перепрофилировать под новые функции. Один из таких объектов – парк-остров «Новая Голландия». Территория вокруг старого тюремного замка превращена в многофункциональную площадку для культурных программ и крупных городских проектов. Кинотеатр, лекторий, каток, творческие мастерские, арт-кафе, образовательные объекты… Сегодня «Новая Голландия» - точка круглогодичного притяжения молодёжи и творческих личностей.
В 2013 году на культурной карте Петербурга возникло новое объединение творческих людей – живописцев, скульпторов, дизайнеров – «АртМуза». В четырёхэтажном здании бывшей фабрики музыкальных инструментов на Васильевском острове разместились художественная галерея, небольшой театр, мастерские художников, танцевальные, музыкальные, художественные и дизайнерские студии и школы. Здесь проводят поэтические чтения, концерты, мастер-классы, встречи с известными людьми, open-talk, кинопросмотры. А 26 ноября в одном из залов открылась выставка уроженца Башкирии, известного скульптора Александра Позина.
В постоянной экспозиции крупнейшего в России музея современного искусства «Эрарта» (эра арта) собрано более 2800 работ в жанре живописи, коллажа, скульптуры, тотальных инсталляций около 300 авторов из разных регионов России (Башкирия представлена работами известного мастера сюра Рината Волигамси). Любители современных форм и неожиданных смыслов могут пройтись по залам и почувствовать себя частью картины или послушать музыку своего мозга, по желанию можно заказать экскурсию или аудиогида.
Еще один пример чудесного превращения индустриальной архитектуры в общественное пространство - «Севкабель Порт». Территория на берегу залива, где ещё недавно гудели доки и причалы, теперь шумит иными звуками: здесь залит каток, проводятся выставки (до 600 в год!) и мастер-классы, работают кафе авторской кухни.
Петербург – это город, который невозможно обойти весь и постичь до конца. Сюда можно приезжать бесконечно много раз. Он манит в любое время года, открыт для людей всех возрастов, интересов, запросов. И у каждого в сердце остаётся свой Петербург: великолепие дворцов и парков, роскошь императорских театров, строгая тишина музеев, изящные изгибы мостов, мистика дворов-«колодцев» или творческий дух креативных пространств.