С 31 мая в Башкирии стартуют сабантуи – традиционные народные гулянья после окончания весенних полевых работ. Праздник плуга для гостей республики – настоящая экзотика, ведь она позволяет познакомиться с традициями и обрядами коренных народов республики. К тому же в последние годы стало модно устраивать необычные акции: печь рекордные по весу и площади пироги, устраивать кулинарные конкурсы для домохозяек и необычные заезды для любителей техники. Чем районы будут удивлять в этом году, рассказывает UFA.AIF.RU.
Канатоходцы и заезд на мотоблоках
Один из первых сабантуев в этом году пройдет в Чишминском районе республики. Праздник здесь состоится 31 мая и совместит в себе и праздник плуга, и Международный день защиты детей. Программа для самых маленьких развернется в парке Победы поселка Чишмы, где установят специальную площадку. А основные мероприятия – «в поле», на ул. Парковой. Здесь организуют конные скачки с призовым фондом более 100 тыс. рублей в каждом заезде и старты на мотоблоках (призовой фонд - 60 тыс. рублей). Также заявлено выступление дагестанского ансамбля канатоходцев «Росэкстрим» под руководством Нажмудина Муртузова. Воздушные акробаты покажут настоящее мастерство, грацию и силу духа: будут ездить по тонкой веревке на велосипеде и совершать другие опасные трюки.

Канатаходцы также будут выступать на сабантуе в Калтасинском районе, который тоже состоится в последний день весны. Здесь также запланированы показательные выступления пожарных команд и большая развлекательная программа для семей с детьми.
В Кугарчинском районе в этот же день гвоздем программы станет башкирское многоборье «Бәйге». Команды- участники должны будут показать свое мастерство в бросках булавы, перетягивании снаряда и каната, мас-рестлинге. Победители получат ценные призы.
Бирский район 7 июня устроит на сабантуе фестиваль возрождения купеческой территории «Бирский берег». Праздник плуга здесь пройдет с экологическим уклоном: на левом берегу Белой, вдоль улицы Забелье, оборудуют сцену и фестивальные площадки, на которых гостей ждет детский праздник «Эколидеры», экофест и арт-маркет, а также ЗОЖ-городок со спортивными играми и мастер-классами, а также практиками женского здоровья. В программе заявлены и велоджиппинг, экотрейл и тур в усадьбу Кощеевых.
В Благовещенском районе 12 июня праздник будет больше семейным. В программе - парад семейных династий и сельских поселений, фестиваль национальной кухни на костре, конкурс лучников и традиционные состязания и скачки.
Главный в регионе сабантуй «Салауат Йыйыны-2025» состоится 14 июня в Салаватском районе. Здесь пройдет сразу несколько республиканских этапов разных состязаний: конкурс на лучшую сувенирную продукцию, связанную с именем Салавата Юлаева, турнир по башкирскому многоборью «Салауат бәйгеһе» и турнир по национальной – спортивной борьбе «көрәш», а также межрегиональный конкурс юрт и подворий.
Национальное наследие
В 2024 году народный праздник «Сабантуй» был включен в реестр национального наследия РБ наряду с такими «брендами» башкирской культуры, как башкирские курай, национальный костюм, юрта, порода лошади, шаль, мед, народные эпосы «Акбузат», «Урал-батыр», а также башкирский язык.
Кстати, праздник отмечается не только в Башкирии. Его ежегодно проводят в соседних регионах – Татарстане, Кировской, Свердловской, Челябинской, Пензенской областях, а также Пермском крае и ряде других регионов. С 2001 года проводятся федеральные сельские сабантуи в разных регионах страны (каждый год выбирается новая принимающая сторона) и масштабные гулянья на 250 тыс. посетителей в столицах. В этом году сабантуй в Санкт-Петербурге пройдет 7 июня, в Москве - 5 июля. Организаторы подчеркивают, что праздник из этнического и национального уже давно стал межнациональным и воспринимается как символ единства и памяти.

Вероятно поэтому, зимой на XIII конференции министров культуры исламского мира в Джидде (Саудовская Аравия) сабантуй предложили включить в перечень объектов нематериального наследия Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры.
Праздник ценен тем, что не только чествует аграриев, но и дает возможность собраться вместе и приобщиться к родовым корням через занятия и состязания, которым сотни лет. Так, о традиции веселиться после посевной еще в 921 году упоминал в своих работах исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Поволжье послом из Багдада.

Примечательно, что название «сабантуй» отсылает нас к торжеству земледелия, однако игры и состязания характерны для народа, которые вели кочевой образ жизни - бег на перегонки и в гору, конные скачки, бои, перетаскивание тяжестей.
Хорошо описал празднование еще в XVIII веке краевед Василий Черемшанский. По словам исследователя, сабантуй устраивали в ясный день, когда уже сошел снег и появилась первая растительность (раньше его устраивали до полевых работ, график поменялся после 1920-х годов – Ред.). Люди всех возрастов собирались за селением, в знакомом всем месте. Старики перед этим посещали мечеть, где молились об обильном урожае хлеба. Юноши и девушки надевали лучшую одежду и готовились веселиться и состязаться в силе, ловкости, умениях.
Беспроигрышные состязания
Состязания и игры издревле были одной из главных составляющих сабантуя. Раньше к ним готовились с зимы - женщины вышивали платки и шили вещи или сувениры, которые потом становились призами, мужчины выделяли скот или инструменты. Сегодня за призы отвечают организаторы – администрации муниципалитетов и спонсоры.
Так, традиционно победитель борьбы куреш получает барана. Бывают и более щедрые награды – техника, сотовые телефоны, машина. Это борьба, в которой двое участников пытаются повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. По традиции первый бой проводили два мальчика, затем юноши и мужчины соревновались по старшинству. Кульминация – поединок двух батыров, самых сильных соперников.

Помимо борьбы, на маты для которой выделяется центральное место в поле, традиционными являлись и другие состязания на силу и ловкость: поднятие гири, перетягивание каната и палки. Меткие участники соревновались в метании булавы или копья, стрельбе из лука.

По итогу таких турниров в селах определялись самые сильные и уважаемые мужчины. А девушки присматривали себе женихов.
Однако самые зрелищные испытания – пройти по наклонному бревну и взобраться на высокий гладкий столб. Сверху подвешивались призы, так что удостоиться кожаных сапогов или живого петуха мог только самый цепкий участник.

Считается, что столб, который сейчас является символом любого сабантуя, изначально устанаваливали для тренировки джигитов. Его делали высотой с крепостной частокол, вершина была мишенью для самых метких лучников. Потом кто-то должен был забраться на столб и собрать с него стрелы, за что получал вознаграждение от стрелявших. Затем уже, когда луками перестали пользоваться, на вершине стали вешать призы.

Неотъемлемая часть и кульминация – скачки. Обычно проводятся несколько заездов - среди наездников, бригадиров, могут быть заезды на телегах или в тройке.
Жители Башкирии соревновались раньше и продолжают сейчас не только в серьезных, но и в шуточных дисциплинах. Это и бег с яйцом на ложке, которую надо удержать зубами, и гонки с коромыслом с полными ведрами воды, и прыжки в мешке, и парная эстафета, в которой участникам связывают ноги. Можно сражаться с противником мешком, набитым сеном, пытаться найти горшок с закрытыми глазами и ударить по нему палкой, распознать в мешке предмет на ощупь с завязанными глазами, достать из чашки с кумысом монету, не применяя руки и т.д.

Можно показать и не только физическую силу. Третья важная часть - творческие номера, танцы, пение и конкурс чтецов. Завершают праздник большой концерт и танцы.
