17 марта великому танцовщику Рудольфу Нурееву исполнилось бы 80 лет. В Уфе, где он долгое время жил и впервые вышел на сцену, считают Рудика своим. И ревностно следят за соседним Татарстаном, который, пожалуй, более умело воспользовался тем, что танцовщик называл себя «неистовым татарином» и два раза посетил Казань: сегодня Нуреев касательно жизни в России у многих ассоциируется именно с Татарстаном. А в Уфе при этом не нашлось даже денег на установку памятника, который Церетели готов был отдать безвозмездно.
Подробнее об этом - в материале «АиФ-Башкортостан».
Голод и нищета
«Мы поселились там в комнате в девять метров вместе с семьей брата моего отца… Детство мое прошло в голоде, в знакомстве со смертью. Каждая семья вокруг нас оплакивала либо сына, либо брата или мужа, погибших на войне, я не знал других ценностей», – вспоминал позже Рудольф Нуреев.
Детство будущего гения танца прошло в обстановке голода и ужасающей бедности. В детский сад, а потом и в школу он вынужден был ходить в вещах старшей сестры, что для гордого от природы мальчика было предметом болезненных переживаний. Единственной радостью был радиоприемник, по которому Рудольф любил слушать концерты классической музыки.
«Я потерял дар речи…»
Осенью 1945-го Рудик поступил в мужскую школу № 2, расположенную на улице Свердлова. Накануне Нового года мать привела четверых детей в оперный театр на национальный балет «Журавлиная песнь», где в главной роли блистала прима башкирского балета Зайтуна Насретдинова.
Увлечение сына искусством танца не просто не нравилось, а буквально бесило Нуреева-старшего, человека жесткого и сурового.
Постановка потрясла юного Рудольфа. «Со мной что-то произошло, из своего одинокого мира я перенесся прямо на небеса... Я потерял дар речи», - позднее вспоминал он. Вскоре он попал к профессиональной балерине, танцевавшей в составе труппы Дягилева, Анне Удальцовой, сосланной из Ленинграда. «Ты должен обучаться классическому танцу» - таков был ее вердикт. Позднее по рекомендации Удальцовой, которая прочила своему ученику гениальную карьеру, Рудольф перешел в балетный кружок Дома пионеров к солистке Кировского театра Елене Войтович.
Увлечение сына искусством танца не просто не нравилось, а буквально бесило Нуреева-старшего, человека жесткого и сурового. За посещение кружка Рудольфу сильно доставалось. «Балет не профессия для мужчины», - повторял Хамет Нуреев, мечтавший, чтобы сын пошел в ремесленное училище и приобрел рабочую профессию.
Но Рудольф упорно шел к мечте – учебе в Ленинграде, на которую его нацеливали Удальцова и Войтович. 17 августа 1955 года она сбылась. Интересно, что рекомендацией для поступления Нуреева в хореографическое училище имени Вагановой стал искрометный танец джигита из «Журавлиной песни», представленной на прошедшей незадолго до этого Декаде башкирской литературы и искусства в Москве.
При этом, как вспоминал позже Михаил Барышников, все училище потешалось над «уральским самородком», который в 17 лет не мог правильно поставить ноги в первую позицию. Чтобы догнать сверстников, Рудольф стал упорно заниматься техникой.
Последний приезд в Уфу
После внезапной эмиграции в 1961 году имя Рудольфа Нуреева в СССР было под запретом. По законам страны он считался предателем и изменником Родины. Лишь в 1995 году, уже после смерти танцовщика оправдали на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».
После своего бегства на запад он лишь однажды посетил Уфу, и то добивался этого права много лет. Еще в 1976 году известные деятели культуры собрали более десяти тысяч подписей под просьбой дать матери Рудольфа разрешение на выезд из СССР. С аналогичной просьбой к руководителям страны тщетно обращались сенаторы США. Границы СССР открылись перед звездой мирового балета лишь с приходом к власти Михаила Горбачева. В конце ноября 1987 года Нурееву одобрили краткий визит в Уфу, чтобы проститься с умирающей матерью, которая после инсульта была прикована к постели и почти слепа.
Рудольф был потрясен тем, как не похожа оказалась эта худая и больная старушка на энергичную молодую женщину, которая осталась в его памяти. После почти 30-летней разлуки Фарида-апа тоже не узнала в респектабельном мужчине любимого сына. Указывая на его старую фотографию, она только твердила: «Вот мой сын». Но после его отъезда спросила дочь: «Рудик приходил? Ведь это был он?». Зато сестра Лиля, тоже серьезно больная, узнала брата сразу. Через несколько дней мать умерла. По словам самого Рудольфа, с ее уходом умер и его последний контакт с родиной.
Не узнали мировую звезду
В поездке по Уфе Нуреева сопровождали сестра Розида, внучатый племянник Руслан и фотокорреспондент ТАСС Виктор Воног. В архиве Вонога сохранились фотографии, запечатлевшие экскурсию Рудольфа Нуреева по местам его детства и достопримечательностям города. Нуреев хотел посетить могилу отца на мусульманском кладбище, но снега было так много, что попасть туда было невозможно. В здание Башкирского театра оперы и балета Нуреева пустили неохотно: суровый вахтер не признал в госте мировую знаменитость, к тому же в театре был выходной день. Рудольф поднялся на второй этаж, в балетный зал, внимательно рассмотрел планшет со старыми снимками и радовался, узнавая знакомые лица… Прошелся по сцене, где сделал первые шаги в балете.
Попытка попасть в свою бывшую школу окончилась неудачей: охрана в категоричной форме отказалась пускать посетителя внутрь здания. Не удалось сделать и снимок на фоне понравившейся картины в музее имени Нестерова: смотрительница зала проявила завидную бдительность. В 1987 году имя Рудольфа Нуреева мало что говорило большинству жителей Уфы, еще меньше было тех, кто видел его на фото или по ТВ.
Проезжая по Уфе, Рудольф вдруг уточнил название дерева, часто встречающегося на старых улицах города, а услышав, что это рябина, задумчиво ответил: «Да, это Уфа, которую я помню…»
Нуреев или Нуриев?
На счет двойного написания фамилии Рудольфа Нуреева есть однозначный ответ: правильное написание через «е»: так записано в его метрике, копия которой хранится в музее Рудольфа Нуреева в уфимском театре оперы и балета, так принято в большинстве официальных источников. Но гораздо чаще употребляется второй вариант: он более распространен в мире, а после эмиграции закрепился окончательно: это связано главным образом с тем, что в англоязычном мире «ее» произносилось как «и». Этот вариант больше нравился и самому Рудольфу: «Во всем мире меня знают как Нуриева» - говорил он. Тем не менее на его надгробии на русском кладбище под Парижем выгравировано «Нуреев».
В соседнем Татарстане принципиально выбрали второй, «европеизированный» вариант написания фамилии великого танцовщика, считая его более правильным и адаптированным. С 1987 года в Казани проводится Международный фестиваль классического балета, который с 1992 года стал носить звание Нуриевского, причем согласие на это дал сам танцовщик. (Уфимский вариант фестиваля появился в 1993 году - Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева).
Нуреев посетил столицу Татарстана в марте 1992 года по приглашению директора Татарского театра оперы и балета Рауфаля Мухаметзянова и подписал соглашение о сотрудничестве. Сам он в это время уже не танцевал, пробовал себя в качестве дирижера. Второй приезд Нуреева в Казань состоялся в мае 1992 года: он дирижировал «Щелкунчиком» на балетном фестивале. Очевидцы вспоминают: «Это было грандиозно! Музыка звучала «под ноги» танцовщиков. Великий Нуриев сделал все, чтобы держать темп, удобный для них...».
У Рудольфа были планы сотрудничества с театром, в частности, в качестве балетмейстера он собирался ставить в Казани «Баядерку» Минкуса. К сожалению, планы не осуществились – менее чем через год великий танцовщик ушел из жизни.
Даром не надо
В Уфе уже не первый год говорят о необходимости установки памятника гению танца. И проблема, как выясняется, не только в финансах. Ещё четыре года назад о готовности безвозмездно передать уфимцам памятник Рудольфу Нурееву заявил президент Российской академии художеств Зураб Церетели, будучи в Уфе со своей персональной выставкой. По его словам, скульптура уже отлита в металле, причем в двух вариантах, оба получили хорошие отзывы столичных экспертов. По приблизительным оценкам, перевозка, монтаж и установка памятника обойдется в 30-40 млн рублей. Но городские власти не готовы к таким расходам, к тому же эта мысль заставляет напрячься рьяных блюстителей нравственности: «Как можно ставить Нурееву памятник, он же гей! Такова была реакция в Горсовете. О чем тут говорить!» - рассказал один из членов Союза художников России.
«Как можно ставить Нурееву памятник, он же гей! Такова была реакция в Горсовете. О чем тут говорить!»
Весной 2017 года вопрос установки памятника Рудольфу Нурееву был вновь поднят на заседании Общественного совета по культуре. На конкурс было представлено 12 эскизов памятника, создана рабочая группа. Как сообщил гендиректор Башкирского театра оперы и балета Ильмар Альмухаметов, с учетом пожеланий Общественного совета проект памятника дорабатывается, но место его установки еще не определено. Между тем ранее уфимцы отвергли идею переименования аллеи у оперного театра с Пушкинской на Нуреевскую. В связи с этим мэр Уфы Ирек Ялалов не раз высказывал опасения, что горожане «не поймут» и появления скульптурной композиции.
Фильмы не стали событием
Тем не менее времена, когда имя Рудольфа Нуреева произносили полушепотом, прошли. В 1993 году на здании Башкирского театра оперы и балета установлена мемориальная доска, проводится Международный фестиваль балетного искусства его имени. Хореографическому колледжу тоже присвоено его имя (расположено в здании бывшей школы № 2, где учился Нуреев). В Уфе есть улица Рудольфа Нуреева, правда, место ей отвели в далеко не респектабельном спальном районе.
В 2012 году экспозиция музея Рудольфа Нуреева в театре оперы и балета Уфы, состоящая главным образом из афиш, программок, сценических костюмов и его личных вещей, пополнилась бюстом работы французского скульптора Пьера Турена, который маэстро Владимир Спиваков обнаружил в антикварном магазине в Париже. Хозяин магазина, друг музыканта сообщил, что работа выполнена в 60-70-х года ХХ века, когда великий танцовщик был в зените творчества.
Владимир Спиваков сообщил о находке в Уфу. Сотрудники Благотворительного Фонда Спивакова в Башкирии обратились к руководителю одного из банков Айдару Зубаирову с просьбой приобрести у французов раритет. 30 мая 2012 года в день открытия XVIII Международного фестиваля балетного искусства имени Нуреева бюст был торжественно передан руководству театра.
В театральном искусстве образ Рудольфа Нуреева запечатлен в спектакле «Руди. Never off», поставленном накануне его 75-летия в Башкирском театре драмы им. М.Гафури режиссером Айратом Абушахмановым. В 2013 году уфимский режиссер Булат Юсупов снял художественный фильм «Визит», в основу которого положен эпизод с приездом в Уфу в 1977 году королевы Иордании и её встречей с матерью Рудольфа Нуреева, которую сам танцовщик не видел около 20 лет.
В 2013 году кинематографисты Татарстана представили художественный фильм «Рудольф Нуриев. Рудик», снятый в формате взрослых воспоминаний гения танца о его уфимском детстве. Интересно, что в стремлении приблизить события к местным реалиям авторы грешат против истины: балет, который смотрит юный Рудольф и который на всю жизнь вдохновил его на занятия танцем, никак не напоминает «Журавлиную песнь»: на сцене разворачивается действие татарского балета «Шурале»… К сожалению, оба фильма не стали событием культурной жизни республик.