Аргументы и Факты
ufa.aif.ru
16+
Уфа
Аргументы и Факты
ufa.aif.ru
16+
Уфа
Примерное время чтения: 9 минут
208

«Это адская работа». Критик Сагитова — о театре для детей и вкусах зрителей

Айсылу Сагитова: «Колонсак» оживил театральную атмосферу Уфы.
Айсылу Сагитова: «Колонсак» оживил театральную атмосферу Уфы. / Юрий Татаренко / АиФ

В октябре в Уфе прошёл первый Международный театральный фестиваль спектаклей для детей и молодёжи «Колонсак». За неделю зрители увидели 11 конкурсных спектаклей из Татарстана, Марий Эл, Воронежа, Новосибирска, Ульяновска, Перми, Санкт-Петербурга и Казахстана. Получился ли фестиваль, почему сегодня не так охотно ставят классические пьесы и есть ли будущее у театров для семейного просмотра? Об этом мы поговорили с членом жюри форума, заведующей кафедрой теории и истории искусства УГИИ им. З.Исмагилова Айсылу Сагитовой.

Всплеск фестивального движения

Юрий Татаренко, ufa.aif.ru: Форум «Колонсак» — это смотр творческих сил или определение актуальных направлений для молодёжи?

Айсылу Сагитова: — Этой осенью в Уфе состоялось два фестиваля: первый международный фестиваль театров кукол «Курсак-фест», посвящённый 80-летию Великой Победы, и «Колонсак». А в мае 2024 года в восьмой раз прошёл международный фестиваль национальных театров «Туганлык». У нас давно не было такого всплеска фестивального движения, и я рада, что театральному искусству в республике уделяется большое внимание.

Любой фестиваль — это встреча театров, показывающих свои лучшие работы. Это пространство, где встречаются артисты, режиссёры, художники, они делятся опытом, открывают новые яркие имена. К примеру, на многих большое впечатление произвел спектакль «Лютый», привезённый из Казахстана. И тут же все захотели пригласить режиссёра Тимура Кулова на постановку в Уфу. «Колонсак» оживил театральную атмосферу в городе, взбодрил наших актёров и режиссёров, которые не только приходили посмотреть постановки, но и оставались на обсуждения. Хочется отдельно отметить интересную, сильную афишу форума, собранную благодаря работе экспертного совета. Впечатляет и география участников. Уфа была представлена двумя коллективами. Считаю, без фестивального и лабораторного движения театральное искусство не будет развиваться должным образом. Хочется пожелать возрождённому «Колонсаку» долгой жизни и множества открытий.

—​ Были аншлаги на фестивальных показах?

— Большой зрительский интерес вызвали пермские «Ромео и Джульетта», чувашский «Мцыри», казахский «Лютый». Горячо принимали и питерский спектакль по произведениям Корнея Чуковского «Лучшевсехний папа, или Краденое солнце». Он поразил и качеством постановки, и актёрской игрой. Казалось бы, перед нами детский спектакль, но в нём поднимаются серьёзные темы. Чуковский, сочиняющий сказки для умирающей дочери, раскрывается как глубоко трагическая личность.

На фестивале была ещё одна постановка по произведениям Чуковского — «Солнце Муха Крокодил» Ульяновского ТЮЗа. Это спектакль-праздник для детей и взрослых. Он вернул меня в детство — я смеялась и даже кричала «браво», что критику совсем не свойственно. Это камерный спектакль, но при этом он такой воздушный, игровой, динамичный, он формирует чувство стиля у зрителей. Великолепен актёрский ансамбль, где все выкладывались в полную силу. С самого начала он идёт в бешеном темпе, и артисты сохраняют энергетику до конца. Я всем сейчас буду говорить, что надо ехать в Ульяновск, чтобы понять, каким должен быть спектакль для детей!

В театр — всей семьёй

— А у спектаклей для семейного просмотра есть будущее? Или ТЮЗу лучше делать постановки на определённую возрастную категорию зрителей, не пытаясь «объять необъятное»?

— Сегодня не так часто можно прийти в театр всей семьёй, чтобы всем было интересно. И «Солнце Муха Крокодил» в этом смысле — счастливое исключение. Обычно на детских постановках дети смотрят, а родители спят. Семейный театр в Башкирии нужно развивать активнее. «Акбузат» в НМТ, «Заятуляк и Хыухылыу» в Башдраме – спектакли для просмотра всей семьей. Режиссёр Ильсур Казакбаев в театре имени Гафури на основе национального эпоса создал современную постановку, интересную самой сложной категории зрителей — подросткам.

К слову, Казакбаев осовременил миф и в постановке Казанского ТЮЗа «Трусливый батыр», включённой в афишу «Колонсака». Там режиссёр помещает героев татарской сказки в 90-е годы XX века, одев их в школьную форму. Мальчик убежал от хулиганов, бросив друзей и девочку, в которую влюблен. Сложно его осуждать, не все рождаются батырами. И всё же главный герой проходит через инициацию, он взрослеет у нас на глазах. И приходит к своей мечте, становится музыкантом.

В «Трусливом батыре» много живой музыки, и это дорогого стоит. Всегда неловко смотреть на артистов, имитирующих пение или игру на музыкальном инструменте. Сразу создаётся ощущение неправды на сцене.

Спектакль «Олеся» новосибирского молодёжного театра «Глобус» вызвал много вопросов, но великолепная сценография вытягивает его.

 Почему сейчас театры неохотно ставят классические пьесы? Ищут новый язык для современного зрителя?

— Это устойчивая тенденция: сегодня практически каждый театр в первую очередь обращается к прозе, очень мало постановок по пьесам. Проза даёт больше простора для фантазии, больше глубины и мыслей. Сегодня, к сожалению, нет современной драматургии. Наверное, время новой драмы впереди. Раньше мы собирались на лаборатории свежих пьес, молодые режиссёры ставили эскизы, которые потом превращались в полноценные спектакли. Так рождались новые имена.

Вот на фестивале сыграли «Ромео и Джульетту». У Шекспира гениальная драматургия — но на сцене-то её нет, режиссёр всё изменил, убрав основную линию знакомства влюблённых на балу, тем самым разрушая дальнейшую композицию пьесы, развитие образов.

— Зачастую нет драматургии и в бэби-театре, где всё построено на игре с малышами. Ваш коллега раскритиковал спектакль воронежцев «Где лужа, там и я»…

— Я считаю, что сегодня у театра много форм, он разный. Есть иммерсивный, инклюзивный, театр-променад, бэби-театр… Поэтому говорить «это искусство, а это не искусство» нет необходимости.

Взаимодействие с детьми — самое сложное, это адская работа. Как привлечь внимание самых маленьких, которые как горох катаются по полу и не смотрят на артистов? Но, впервые оказавшись в театре, ребёнок может полюбить этот вид искусства. Бэби-театр выполняет благородную миссию — воспитывает своего зрителя.

— Современный зритель погружен в гаджеты, ему сложно выбраться в храм искусств!

— Увы, дети, подростки, молодые люди мало общаются — с родителями, учителями, даже со сверстниками. А театр — это живой диалог, это место, где работают чувства.

Не все решают деньги

— Как вы считаете, увеличение финансирования, большой бюджет способствует привлечению зрителей, решению новых творческих задач?

— Большие деньги не решают всё. Театр из Казахстана, завоевавший Гран-при, не имеет собственного здания. Артисты играют на небольшой сцене ДК, в зале — 200 мест, большую кассу не соберешь. При этом их «Лютый», где очень недорогая декорация — абсолютно живой театр. В этом проявляется мастерство и режиссёра Тимура Кулова, и артистов. Работа режиссёра — это работа с актёром в первую очередь. Можно выстроить великолепные декорации, использовать видеоэкраны, голограммы, различные спецэффекты. Но если артист не наполнен, это пространство будет пустое, холодное, скучное. Но скуки в казахском спектакле не было, работали, выкладываясь полностью и получая наслаждение от того, что делают на сцене. И в результате ты, вроде бы искушенный зритель, испытываешь восторг, любовь к театру, к жизни…

— «Колонсак» проводился впервые, неизбежны разного рода шероховатости. Вы их заметили?

— Программа была интересная и разнообразная. Если в афише представлено 4-5 отличных спектаклей, я считаю, что фестиваль состоялся. Привезти в Уфу 11 шедевров — задача практически невыполнимая. Были спектакли спорные, но в целом программа сложилась крепкая. Фестивали нужны в том числе и для того, чтобы увидеть работу коллег и понять, что так играть нельзя. Члены жюри делились своими впечатлениями, разговор шёл предельно откровенный.

 Много выпускников УГИИ трудоустраиваются по специальности?

— По моим ощущениям, все ребята из последних выпусков – в театрах, все востребованы. Сейчас в нашем институте искусств два курса по целевому набору — для Молодёжного театра и Башкирского академического театра. Приятно, что в последнее время довольно высокий конкурс, всё больше ребят хотят получить актёрское образование.

Я веду историю русского театра, историю кинематографа. Много говорим и о современном театре. Настоятельно прошу ребят регулярно смотреть спектакли — не только уфимские. Знать контекст, знакомиться с современным искусством — совершенно необходимые вещи. Появилось целое поколение ребят, которые и по специальности хорошо работают, и параллельно увлекаются кино, пишут сценарии, сочиняют песни.

— Какие уфимские постановки вы для себя считаете интересными?

— Это «Бурёнушка» Тансулпан Гариповой в постановке Айрата Абушахманова в Башдрамтеатре. Весной там же состоялась премьера «Не успела сказать «люблю» по повести Гульсиры Гиззатуллиной, посвящённая 80-летию Победы. Но это абсолютно не «датская» постановка! Спектакль сделан с большой любовью, искренностью и честностью. То же могу сказать о спектакле «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова режиссёра Ильсура Казакбаева в Русском драматическом театре. Прекрасный спектакль «Тау» театра «Нур» в постановке режиссёра из Татарстана Айдара Заббарова — один из лучших в прошлом сезоне. Недавно там состоялась премьера по пьесе Мустая Карима «Пеший Махмут» в режиссуре Казакбаева — это необычное прочтение национальной классики.

Очень хочется увидеть национальный подростковый мюзикл. Это очень сложный жанр, но яркий! Рада, что развивается башкирский балет. Он стал очень популярен, билетов в Башоперу не достать. Одним словом, в Уфе есть что посмотреть.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах