Примерное время чтения: 5 минут
326

Уйти от нала? Власти Башкирии бьются за прозрачность пассажирских перевозок

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ-Башкортостан №10 03/03/2020
Даже при оплате картой чек пробивают не всегда.
Даже при оплате картой чек пробивают не всегда. freepik.com

Сегодня в Башкирии ежегодный оборот легальных средств в сфере общественных перевозок составляет около 3 млрд рублей. По данным экспертов, от налогов скрыто несколько миллиардов рублей. И даже действующая уже больше года транспортная реформа ситуацию почти не изменила.

Наказания нет

Раньше власти республики высказывали предположение, что в сфере частных автоперевозок крутится 12 млрд рублей чёрного нала. С внедрением в автобусах платёжных терминалов удалось оценить примерные масштабы – 3 млрд руб. Но цифры всё ещё приблизительные, поскольку с 1 июля 2019 года действует мораторий на наказание: нарушения фиксируются, но водители, отказывающие в оплате картой, ничего не теряют. Пассажиру остаётся только пожаловаться в систему «Инцидент» и ждать час «икс». С 1 июля за такие факты перевозчиков будут привлекать к административной ответственности: 30 тысяч рублей за первое, а за повторное не только увеличение суммы, но и дисквалификация должностного лица и приостановление деятельности до трёх месяцев.

Госсобрание разработало дополнительные меры наказания. Как сообщил руководитель Центра организации пассажирских перевозок Рафис Ахметдинов, на данный момент в единой республиканской системе зарегистрированы 66 перевозчиков из 73-х. Оплатить проезд безналом можно во всех автобусах и в электротранспорте. Тестирование проходят 110-й и 107-й пригородные маршруты. К 1 июля, когда вступит в силу закон об обязательном применении контрольно-кассовых аппаратов, к системе должны подключиться оставшиеся семь перевозчиков.

«Растёт доля пассажиров, которые рассчитываются за проезд картами: сегодня это 61% (в том числе 24% – по карте «Алга»), – сказал Рафис Ахметдинов. – Наличкой платят 39%. Только безналичный расчёт позволяет сделать рынок прозрачным и обеспечивает безопасность дорожного движения. К 1 июля, когда мораторий будет снят, хотим реализовать законодательную инициативу по ужесточению наказания. Согласно поправкам в Закон РБ «Об организации транспортного обслуживания населения» Госкомитет по транспорту сможет обратиться с иском в суд об отзыве у перевозчика лицензии».

«Считаю, надо ввести единую систему оплаты проезда, как в крупных городах, – добавил депутат Ринат Зайнуллин. – Я проехал на маршрутке в час пик и просто шокирован увиденным! Пассажиры стоят к водителю в очередь, чтобы заплатить за проезд, причём во время движения. Одновременно с вождением он принимает деньги, считает и сдачу выдает. Какая тут безопасность движения! Надо полностью уходить от налички в общественном транспорте».

По мнению частников, уже перешедших на терминалы, проблема в том, что не пробивается чек за наличные. Но с 1 июля, когда все водители добросовестно начнут это делать, доля оплаты живыми деньгами вырастет до 90%. И к октябрю появится реальная картина оборота средств на рынке пассажирских перевозок.

С «Алгой» – в минус

С 1 июля прошлого года, с момента запуска единой республиканской системы проезда граждане купили 248 тысяч карт «Алга». Сегодня стоимость проезда самая низкая – 20 рублей. Но и здесь все не так безоблачно. В частности, горожане жалуются на частые сбои в системе и завышенный неснижаемый остаток на карте.

«21 февраля ехала в трамвае №5, затем сразу же пересела на № 16, но с моей карты дважды списали по 18 рублей. Хотя действует часовой тариф, и в течение часа оплата взимается с карты один раз. Звоню в службу на «горячую линию», мне отвечают, что произошёл сбой системы, деньги мне на карту никто возвращать не собирается. Это грабёж», – возмущается уфимка С. Герасимова.

Как разъяснил гендиректор Башкирского регистра социальных карт Олег Романов, 50-рублёвый остаток баланса снижен – он был необходим, поскольку во время оплаты информации о балансе не появлялось, а терминал запрашивал её в расчётном центре.

«Теперь мы снизили остаток до 99 копеек, но владелец может уйти и в минус, совершив при нулевом балансе не больше двух поездок на городском транспорте, – сказал Олег Романов. – Эти минус 40 рублей на одной карте уже привели к 1,5 млн руб. убытков. Кстати, за последние три месяца уже нет жалоб на то, что на билете нет информации об остатке на счёте. Видимо, потому, что 98% пользователей пополняют карту онлайн и пользуются мобильным приложением».

Кстати, для перевозчиков установка терминала бесплатна, но за обслуживание карты «Алга» нужно будет платить 4%. Как объяснил Романов, в эту плату входит и фискализация. Но анализ показал, что некоторые частники проводят по карте не более 4-10 поездок в день.

«Людей катастрофически не хватает»

Директор транспортной компании Фанис Батыров:

«Считаю, проблемы в оснащении терминалами нет. Нас волнует другое: в начале года с рынка ушли 12% частных перевозчиков, с 1 апреля ещё 24%. К 1 июля их останется 50% – когда вступят в силу требования закона по установке тахографов и другие, которые увеличат затраты частников. К примеру, чтобы соблюдать режим труда и отдыха, на каждый автобус нужно посадить не одного, а двух и даже трёх водителей, которые будут работать посменно. Но людей катастрофически не хватает: старые кадры ищут более комфортные условия, а молодёжь не хочет работать. Мы выполняем требования транспортной реформы: покупаем автобусы большей вместительности, а в это время в Уфе появился третий вид перевозчика–нелегала, не подпадающего ни под налоговое, ни под транспортное законодательство. Покупают 8-местные минивены, получают лицензию как на такси и возят пассажиров как общественный транспорт. Может, к ним применять такие же требования?»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах