27 января 1962 года в Уфе открылось регулярное троллейбусное сообщение. Новый общественный транспорт пришёлся по душе горожанам, в годы его расцвета бесшумные и вместительные машины ежегодно перевозили десятки миллионов человек.
Сегодня их вытесняют вездесущие маршрутки, а троллейбусов на городских магистралях всё меньше: парк техники не обновлялся с 2014 года. Впрочем, благодаря разработкам Уфимского трамвайно-троллейбусного завода, у столичного электротранспорта появился серьёзный шанс вернуть былую популярность.
Универсальный транспорт
Проект развития производства электротранспорта представил 9 января на республиканском «Инвестчасе» генеральный директор Уфимского трамвайно-троллейбусного завода Денис Рассадников. Он предполагает переход на серийный выпуск троллейбусов, электробусов и трамваев, создание участка по сварке кузовов и организацию производства инновационных трамвайных штампосварных тележек. Ежегодно завод может производить 100 троллейбусов с увеличенным автономным ходом.
Проект, предполагающий инвестиции в объёме 1,4 млрд рублей, был с интересом воспринят руководством региона. Глава Башкирии Радий Хабиров подчеркнул, что республика нуждается в такой продукции, но при условии, что новый транспорт будет качественным, надёжным и комфортабельным. Было решено в нынешнем году приобрести у завода по 20 троллейбусов для Уфы и Стерлитамака. Если пробная партия оправдает себя, с предприятием заключат контракт на выпуск и обслуживание новых машин.
Завод работает с 2015 года, и его продукция уже неплохо зарекомендовала себя: уфимские троллейбусы бегают в Альметьевске, Иваново, Чебоксарах, Новокузнецке, Ростове-на-Дону. С нетерпением ждут их в Уфе, а также в Стерлитамаке, где троллейбус в годы расцвета перевозил до 75% пассажиров. Одно из преимуществ машины марки «Горожанин» – большой запас автономного хода – около 40 км. Этого хватит, чтобы без привязки к проводам сделать несколько рейсов по любому из городских маршрутов: например, проспект Октября в Уфе можно объехать почти пять раз! Такие машины не только смогут работать на действующих линиях, но и позволят создать новые, причём без дополнительных расходов на строительство контактной сети. Уфа расширяется, и троллейбус легко мог бы соединить центр с пригородами.
Одно из преимуществ машины марки «Горожанин» – большой запас автономного хода – около 40 км. Этого хватит, чтобы без привязки к проводам сделать несколько рейсов по любому из городских маршрутов.
Такой способ решения транспортной проблемы оценили в Санкт-Петербурге, Самаре, Краснодаре и других городах, жители которых кошельком голосуют за электротранспорт. Там, где пошли по пути ликвидации трамвайно-троллейбусного сообщения, задумываются о его восстановлении, которое теперь влетит в копеечку.
Чистая экономия
Помимо технических преимуществ, троллейбус вносит в атмосферу мегаполиса особую эстетику. «Горожанин» приятно удивляет с первого взгляда: стильный ярко-красный кузов, изготовленный на НефАЗе, вместительный салон на 88 пассажиров. Машина низкопольная, поэтому внутрь без труда попадут люди с ограниченными возможностями, мамы с колясками, велосипедисты. Чем-то напоминает она большой городской автобус, внезапно ставший гораздо уютнее.
«Благодаря сотрудничеству с НефАЗом мы легко решаем проблему обслуживания и запчастей: всё доступно у нас в республике, если потребуется ремонт, не придётся долго ждать комплектующих, – рассказал Денис Рассадников. – Мы делаем наши машины не только внешне узнаваемыми, но и комфортными для водителя и пассажиров. Система климат-контроля следит за тем, чтобы в салоне не было жарко летом и холодно зимой. Есть немало других приятных мелочей: удобные боковые спинки для стоящих пассажиров, разъёмы для зарядки гаджетов, вайфай, автоинформатор, объявляющий остановки и др».
Водителю «Горожанина» не нужно останавливаться посреди дороги, выбегать, чтобы поправить слетевшую с проводов штангу – подключение к контактной сети регулируется из той же кабины.
Отдельного разговора заслуживает водительская кабина: по сути, это компьютерный центр управления, на мониторе которого отображаются все параметры работы машины. Кондиционер и две печки обеспечат комфорт в любое время года, регулируемое анатомическое кресло позволит меньше уставать, система видеофиксации с передачей данных в режиме онлайн помогает контролировать обстановку в салоне. Многие из тех, кто управляет городским транспортом, не могли и мечтать о подобных удобствах. Добавим, что по маневренности машина может сравниться с легковушкой. Водителю «Горожанина» не нужно останавливаться посреди дороги, выбегать, чтобы поправить слетевшую с проводов штангу – подключение к контактной сети регулируется из той же кабины. Есть возможность осуществлять ночную зарядку аккумуляторной батареи троллейбуса в парке под напряжением 380 В.
Драйвер роста
Проект расширения производства уфимских троллейбусов важен ещё и тем, что даст городу новые рабочие места. Пока на производстве трудятся более 30 человек: слесари инженеры, электрики. Приятно видеть среди них молодёжь: люди выбирают интересную работу и стабильную зарплату. Расширение производства позволит создать ещё 200 рабочих мест в течение трёх лет. Нелишним будет упомянуть, что подобных предприятий в России единицы, значит, Уфа может стать одним из драйверов развития российского троллейбуса и поставлять машины на экспорт. Пока же сложилась парадоксальная ситуация, когда уфимский троллейбус недоступен для самих уфимцев.
Уже сейчас очевидна потребность республики в обновлении парка электротранспорта. По оценкам специалистов, из полутора сотен уфимских троллейбусов примерно 90% выработали ресурс. Аналогичная ситуация и в Стерлитамаке, где машин около сотни. Получается, только для обновления парка потребуется примерно 300 машин, а если говорить о развитии – гораздо больше.
«Мы нацелены на развитие, учитывая загруженность НефАЗа, планируем производить кузова самостоятельно и выйти на полный производственный цикл. Тогда уфимцы увидят ещё более интересные машины, – уверен Денис Рассадников. – Планируем даже организовать в Уфе форум по электротранспорту, чтобы привлечь внимание всех заинтересованных в его развитии в республике и стране. Кроме того, разрабатываем собственный проект трамвая с запасом автономного хода. Надеюсь, трамвай тоже будет развиваться в столице Башкирии, а сообщение между севером и центром города будет восстановлено».
20 троллейбусов не сделают революции, ощутимый эффект может дать замена всего парка.
Конечно, к развитию общественного транспорта надо подходить системно – 20 троллейбусов не сделают революции, ощутимый эффект может дать замена всего парка. По сути дела, запуск троллейбуса решает не просто транспортную проблему, но и целый блок актуальных вопросов. Городу нужны выделенные полосы, парковки, «умные» остановки, единая система оплаты и др. Тогда горожане начнут пересаживаться с личных машин в троллейбусы и трамваи.
Завод не просто готов покрыть существующую потребность в троллейбусах – логично, что он нуждается в гарантиях того, что его продукция будет востребована.