О необходимости развития трамвайной сети в Уфе говорят давно, и в новом генплане ему уделяется много внимания. У этого вида транспорта много плюсов: он экологичен, не так шумен, как автомобили, и менее пожароопасен, а еще имеет экономические преимущества. Однако существующая маршрутная сеть и подвижной состав находятся в удручающем состоянии. Почему это произошло и есть ли свет в конце тоннеля, разбирался UFA.AIF.RU.
И никто не виноват?
Уфимский трамвай красиво начинал свою историю, но современные реалии превратили советскую сказку в печальную быль. В течение нескольких лет муниципальное управление электротранспорта (МУЭТ) шло к своему банкротству. Пока, наконец, в 2020 году после почти трех лет судебных споров Арбитражный суд республики решил его судьбу окончательно – было начато конкурсное производство.
Конкурсный управляющий Данил Рыбалко еще в прошлом году он направил в арбитражный суд иск о привлечении мэрии Уфы к субсидиарной ответственности. Как следует из заявления, большая доля вины в том, что МУЭТ стал банкротом, лежит на администрации Уфы как собственнике. А проблемы начались значительно раньше того, как суд вынес свое решение.
Истец указывал, что одна из причин – экономически необоснованные тарифы. Трамвай - социальный транспорт, и в Уфе проезд в нем был одним из самых дешевых среди столиц регионов ПФО. Так, в 2013 году он составлял 13 рублей, в 2014-м - 15, в 2015 - 18, с 2016 года - 22 рубля. Для сравнения: в том же 2016-м в Екатеринбурге проезд стоил 26 рублей, а в Казани - 25. Расчеты показали, что тариф в столице Башкирии требовался существенно выше. Истец сообщил, что руководство МУЭТ направляло в администрацию города письмо с просьбой о его повышении, но получило отказ.
«При этом необходимо отметить, что во всех городах муниципальный пассажирский транспорт ввиду его социальной значимости дотируется и субсидируется в различных формах из бюджетов», – подчеркивается в документе, подписанном Рыбалко. Но субсидии из городского бюджета не только сокращались, но и выдавались «с задержками и отсрочками». Брешь в финансовом положении предприятия пробивалась год за годом. За 2013 год непокрытые убытки составили более 178 млн рублей, за 2014 - более 293 млн, за 2015 - более 97 млн, за 2016 - более 50 млн, за 2017 год - более 161 млн. Долги росли как снежный ком. Руководство предприятия било тревогу и слало в мэрию письма с просьбой о финансовой помощи на выплату заработной платы сотрудникам и обновление парка. Но с 2015 по 2017 год получало отказ. Согласно анализу управляющего, объективное банкротство произошло еще в 2014 году.
Доказать вину мэрии за произошедшее и решить финансовые проблемы предприятия за счет муниципалитета не удалось: суд отказал в иске в первой инстанции, в апелляции решение оставлено в силе. А 22 марта текущего года состоялся комитет кредиторов, который вынес утвердительное решение по отстранению Рыбалко ввиду «неисполнения/ненадлежащим исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей». «Почетная» миссия по подаче в арбитражный суд республики соответствующего ходатайства возложена на О.С. Хмарина. Вероятно, это начальник городского управления транспорта и связи Олег Хмарин.
Сохранили, но не обновили
В настоящее время МУЭТ никакой производственной деятельности не ведёт, банкротство предприятие по-прежнему находится на стадии конкурсного производства. Перевозка пассажиров, содержание и обслуживание инфраструктуры электротранспорта возложены на МУП «Управление инфраструктурой транспорта Уфы» (УИТ). Оно было создано еще в 2016 году и находилось на балансе МУЭТ. Однако подвижной состав предприятия, хотя и сохранен, продолжает ветшать.
Износ трамвайного парка в Уфе составляет 99%.— АиФ
В ответ на запрос UFA.AIF.RU пресс-служба администрации города сообщила, что износ трамвайного парка в Уфе составляет 99%, средний возраст транспортных средств превышает 30 лет, нуждаются в списании более 136 единиц с истекшим сроком амортизации, а всего их 140 (!) – и это на город-миллионник.
Троллейбусный парк насчитывает 173 единицы техники, износ которых составляет 95%. Средний возраст машин превышает 13 лет, нуждаются в списании 164.
Износ трамвайных путей – 65% (протяженность в северной части города – 40,8 км; в южной части – 45,6 км).
Разъединили, а как объединить – не знаем
С 2004 по 2009 годы с проспекта Октября убрали трамвайные пути. Теперь в Уфе существуют две отдельные друг от друга сети – в старой Уфе и в Черниковке. Решение было принято при Павле Качкаеве, который возглавлял администрацию Уфы с 2003 по 2011 годы. В 2020-м, выступая по радио, он заявил, что сделано это было для освобождения главной городской автомагистрали от пробок. Однако администрация уже при другом мэре в 2016 году официально признала, что разъединение сети в три раза снизило объем перевозок и привело к снижению собственной выручки МУЭТ.
Спустя время пришло осознание, что соединить север и юг трамваем все-таки необходимо. В новом генплане электрический транспорт –один из главных акцентов. Предусмотрено не только создание единой линии из существующих маршрутов, но и строительство новых. Правда, не все считают, что это осуществимо.
«В генплане заложена трамвайная сеть, но у города таких денег нет. Будет ли вообще она – большой вопрос, но в том виде, как ее запланировали, не будет никогда», – высказался эксперт Олег Арефьев на недавнем кругом столе, посвященном транспортной реформе в Уфе.
«На улице Менделеева было много производств, куда люди на работу ездили, но сейчас ни Чайной фабрики, ни БЭТО, ни «Кондитерки» нет. Потребности нет, а трамваи ходят. В этом году УИТу должны выплатить дотации 200 млн. Это больше суммы их выручки. Насколько это эффективно?» – задается вопросом экономист Рустем Шайахметов.
Еще не конец?
В России реализуется программа по обновлению инфраструктуры и подвижного состава городского общественного транспорта. У республики осталось совсем мало времени (до 1 апреля), чтобы отправить заявку на получение инфраструктурного бюджетного кредита, который планировалось направить на модернизацию трамвайной системы Уфы. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Башкирии сообщили UFA.AIF.RU, что заявленный срок вынесения решения о предоставлении поддержки – до 1 июня 2022 года.
«В рамках реализации проекта планируется строительство новой и реконструкция существующей линии между южной и северной частями города, реконструкция депо и обновление подвижного состава. В настоящее время разработано несколько вариантов реализации проекта. Направление заявки Республики Башкортостан в Минтранс России будет возможно после выбора наиболее оптимального пути реализации проекта», - прокомментировал заместитель министра транспорта республики Руслан Гарипов.
Но, как уточнили в ведомстве, на 23 марта заявка от республики еще не была отправлена. а конкретный вариант реализации проекта не принят. Уфимцам вновь остается только ждать.