Примерное время чтения: 8 минут
64

Попасть в десятку. В Башкирии появляются троллебуйсы местного производства

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Башкортостан № 35 27/08/2024 Сюжет С юбилеем, Уфа!
Игорь Никитин / АиФ

Наличие современного электротранспорта - своеобразный показатель развития любого города. В Уфе троллейбус был традиционно популярен в советский период. Но со временем их количество заметно сократилось, несмотря на наличие собственного производства. И вот, наконец, благодаря наращиванию мощностей на Уфимском трамвайно-троллейбусном заводе (УТТЗ) ситуация стала меняться в лучшую сторону. Наш мегаполис вновь становится стильным и современным.

Юбилей «внутри» юбилея

Август 2024 года стал для УТТЗ знаковым. Во-первых, именно в этом месяце предприятие досрочно выполнило свой контракт и поставило Уфе 10 новых троллейбусов с автономным ходом. Получился отличный подарок столице республики в честь её 450-летия. Машины выполнены в той же фирменной зелёной окраске с символикой, подчеркивающей юбилейную дату.

А во-вторых, и сам завод отметил вполне себе значимое событие – с момента своего открытия, то есть с 2015 года, предприятие выпустило 500-й по счету троллейбус.

«Сегодня каждый четвёртый выпускаемый в России троллейбус имеет уфимское происхождение, что для нас и почетно, и важно, - рассказывает генеральный директор завода Денис Рассадников. - Причём в этом году мы поднимем планку ещё выше: учитывая объёмы заключенных контрактов, примерно 40 % всех российских троллейбусов будет произведено именно в Уфе».

География поставок у предприятия может быть и не столь широка, зато заказы – серьёзные. В первую очередь это Новосибирск, где с помощью уфимцев троллейбусный парк за 2,5 года обновится сразу на 260, в Чебоксарах – на 180, в Пензе – на 94 машины. По сути, сегодня ни одна крупная поставка такой техники в большие города не обходится без участия УТТЗ. За исключением разве что Санкт-Петербурга, но там свои региональные особенности.

На белорусском направлении

Один из секретов взлёта уфимского предприятия – в стратегическом партнёрстве. В последние пять лет УТТЗ крепко подружился с Минским автозаводом (МАЗ). Причем в этом году уфимский троллейбусный был отмечен как лучший корпоративный партнер белорусского автогиганта. Минчане выпускают качественные машинокомплекты, а в Уфе из них изготавливают уже сами троллейбусы. Такое сотрудничество, как признают на предприятии, позволило заметно увеличивать объёмы.

«Сейчас мы вышли на производительность один троллейбус в сутки, и уже почти год завод живём в таком темпе. До конца года рассчитываем увеличить производительность ещё примерно в полтора раза» - делится планами Денис Валерьевич.

Для этого делается многое. Например, прорабатывается предложение о создании вместе с МАЗом совместного предприятия. Уфимцы уже стали членами особой экономической зоны «Алга», и в перспективе общее с минчанами производство как раз и будет располагаться на такой территории, в пределах технопарка «Уфимский». Принципиальное решение принято, теперь дело за процедурными вопросами, которые предстоит решить в ближайшие два года.

Автономия комфорта

У выпускаемой в Уфе модели троллейбуса под названием «Горожанин» есть немало преимуществ, которые и делают её популярной не только в Башкирии, но и по всей России.

Одно из них – наличие системы автономного хода, запас которого составляет 20 километров. Само по себе это уже не новость, но уфимские машины постоянно совершенствуются. Например, в них теперь устанавливаются аккумуляторные системы нового поколения, которые и заряжаются быстрее, и имеют более продолжительный срок эксплуатации.

Очень много в последние три года сделано в части импортозамещения. По сути, сейчас предприятие закупает у китайских производителей только ведущие мосты и батареи. Все остальное оборудование – российское или белорусское. Причём многое делается непосредственно в Башкирии.

«Мы работаем с компаниями «Автопласт», которая поставляет нам весь пластик, и с «Искрой», выпускающей электрические табло, - рассказывает Денис Рассадников. - Причём они начали поставки уже и непосредственно на МАЗ. «Искож» производит напольное покрытие, да и все внешние металлические детали для троллейбусов тоже изготавливаются у нас в республике».

Также все машины оснащены кондиционерами. Впрочем, пассажиры не всегда могут оценить такое преимущество: отчасти по привычке в жару открывать окна, либо из-за того, что остановки расположены слишком близко друг от друга и в салон при надолго открывающихся дверях устремляются потоки горячего воздуха. Хотя при правильной эксплуатации выгода от такого сервиса, конечно же, очевидна.

Остается напомнить, что вместимость у таких троллейбусов внушительная– 89 пассажиров, причем больше 30 мест – сидячих.

Всего УТТЗ поставил республике в 2021 году 10 суперсовременных машин, одна из которых отправилась в Стерлитамак. В прошлом году Уфа получила еще 15 единиц. Если прибавить поставку этого года, получается, что сейчас по столице Башкирии бегает 34 современных троллейбуса. Если учесть, что фактически в течение 10 предыдущих лет таких закупок просто не было, результат вполне позитивный. Причём не только в количественном, но и в качественном отношении.

План по перспективам

Тем не менее, специалисты признают, что в Уфе потенциал по обновлению подобной техники – огромный. По их оценкам, из 150 машин примерно две трети подлежит замене.

Особое место в троллейбусной истории Башкирии занимает Стерлитамак, где ещё 20 лет назад 75 % населения пользовались именно этим видом транспорта. Потом ситуация, увы, и здесь начала ухудшаться. Сейчас во втором по величине городе республики тоже намерены выправить ситуацию. Но здесь многое будет зависеть от вовлеченности Стерлитамака в такие федеральные программы как, например, «Чистый воздух». А в УТТЗ всегда готовы удовлетворить спрос, если возникнет такая необходимость.

Кстати, и сам Уфимский трамвайно-троллейбусный завод является участником всех федеральных программ, затрагивающих их сферу деятельности. Кроме «Чистого воздуха» это «Безопасные и качественные дороги», «Комплексное развитие городского электротранспорта» и другие. Примечательно, что в рамках именно этих программ идет поставка троллейбусов в мегаполисы, в частности, в тот же Новосибирск.

«Сегодня мы стараемся участвовать практически во всех конкурсах, которые проводятся. Нас в стране знают, и за последние годы наши позиции серьёзно выросли» - говорит Денис Валерьевич.

Важно, что в прошлом году один из своих троллейбусов уфимцы подарили городу Макеевке, и он успешно эксплуатируется. Но, чтобы вести речь о более масштабной помощи, там ещё надо до конца восстановить инфраструктуру.

Предприятие постоянно находится в контакте с руководством республики – с главой региона Радием Хабировым и премьер-министром Андреем Назаровым. Собственно, во многом благодаря их усилиям сотрудничество с минчанами начало приобретать реальные очертания в форме резидентов «Алги». Да и очередная партия троллейбусов для Уфы состоялась именно при финансовом содействии регионального правительства.

Экономика экологии

Преимущество электротранспорта многие связывают и с проблемой чистого воздуха в городах. Хотя здесь есть и другие выигрышные отличия от других машин. Например, срок жизни автобуса составляет 7-10 лет, у электротранспорта он заметно выше – за счёт возможной замены узлов и агрегатов. Собственно, и сейчас в Уфе можно встретить троллейбусы, которые впервые вышли на линию чуть ли не 30 лет назад.

Да, тяговые подстанции, контактная сеть имеют большой срок амортизации. На «входе» они стоят дороже, зато и сегодня спокойно работают в свои 50-60 лет. Причём и в Уфе, и в Стерлитамаке сейчас имеется такая разветвленная электротранспортная сеть. «Ее поддержание стоит денег, но, если смотреть на дальнюю перспективу, такой транспорт, конечно, выгоднее», - уверены на предприятии. А многочисленные российские эксперты после анализа признали, что троллейбус с автономным ходом в наши дни становится наиболее экономичным способом передвижения.

Конкуренцию ему в этом плане могут составить разве что трамваи. Но их развитие на первых порах ещё дороже. В Ростове, например, модернизация всего трамвайного хозяйства потребует, по подсчётам, более 20 млрд рублей. Понятно, что таких средств ни у республики, ни у города пока нет. И здесь тоже надежда на федеральные программы, которые сейчас появляются. На предприятии с нетерпением ждут утверждения новых нацпроектов и программ, которые разрабатываются и обсчитываются в правительстве России. Но в любом случае ясно, что без дела они не останутся.

А вы знали?

Первый уфимский троллейбус вышел на линию 27 января 1962 г. из депо № 1 по двум маршрутам: «Республиканская больница - Монумент Дружбы» и «Сельхозинститут - Стадион «Динамо». Длина линии тогда составляла около 30 км, в депо насчитывалось 19 машин. К 1970 г. на маршруты выходило уже 98 троллейбусов, протяжённость линий выросла до 70 км. В 1972 г. было построено депо № 2, парк машин превышал 100 единиц. Проезд стоил 5 копеек.

На правах рекламы

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах