В Уфе в республиканском заксобрании 18 октября состоялось первое заседание рабочей группы по законодательному обеспечению организации транспортного обслуживания населения. Собравшиеся обсуждали сложившуюся модель пассажирских перевозок в Уфе. И рассказали о мерах, которые необходимые предпринять, чтобы в этой сфере, наконец, наступил порядок.
Маршруты оптимизируют
Поставлена задача в очень сжатые сроки решить вопрос с нелегальными перевозчиками, в первую очередь, в Уфе, - сообщил председатель Госкомтранса Башкирии Тимур Мухаметьянов. - Нами и центром организации перевозок РБ сегодня подготовлена дорожная карта по разрешению этой ситуации, она включает в себя шесть мероприятий. По сути, речь идёт о реформировании всей системы перевозок в Уфе».
Он не стал озвучивать пункты документа, пообещав сделать это после того, как его одобрит башкирское правительство и врио главы республики.
Начальник управления транспорта и связи уфимской администрации Андрей Федосов сообщил, что столичные власти собираются оптимизировать маршрутную сеть города. Из 116 автобусных маршрутов останется 95.
Кроме того планируется поэтапный переход на пассажироперевозки по регулируемым тарифам через заключение контрактов с перевозчиками. Также будут приниматься меры по увеличению количества на городских улицах автобусов с большей вместимостью и сокращению автобусов малой вместимости.
Что будет с нелегалами
На совещании была озвучена цифра: 1300 автобусов, которые возят жителей Уфы, принадлежат неофициальным перевозчикам. Это 42% от общего числа общественного транспорта на улицах города.
Андрей Федосов, сославшись на данные ГУП «Башавтотранс», рассказал, что нелегалы перевезли в 2017 году 95 млн человек (это 37% от общего числа перевезенных пассажиров). Нетрудно подсчитать: исходя из средней стоимости проезда в 20 рублей, выручка нелегалов составила от 1,9 млрд рублей.
Зампредседателя комитета Госсобрания Башкирии по жилищной политике и инфраструктурному развитию Елена Родина поинтересовалась, что будет с неофициальными перевозчиками, если их выдавить с рынка пассажироперевозок. Ведь речь идёт и о семьях предпринимателей.
«Там, по сути, одна компания, мы предложим ей преференциальные условия по переходу на другие маршруты вне Уфы, - пояснил председатель Госкомтранса Башкирии Тимур Мухаметьянов. - Это пригородное сообщение. Кроме того, как второй вариант, самим компаниям предложат заменить свой подвижной состав на автобусы большого класса».
«Лучше наладить диалог»
Руководитель управления государственного автодорожного надзора по РБ Сергей Мережко посетовал на то, что не всегда административная практика позволяет эффективно бороться с нарушителями.
«Мы вынесли более 1300 постановлений на сумму более 15,5 млн рублей, но взыскали менее 10%, - сообщил он. - Перевозчики их оспаривают через суд. Или предприятие, которое набрало много штрафных санкций, закрывается и открывается новое. Более эффективная мера – применение арестов на транспортные средства. Всего совместно с прокуратурой и МВД их осуществлено 17».
Он заметил, что многие так называемые нелегальные перевозчики таковыми не являются. У них есть лицензии, но нет договорных отношений с муниципалитетом.
«У некоторых из них подвижной состав лучше, чем у официального оператора, - сказал чиновник.- Мы знаем, что многие из них пытались даже в судебном порядке заключить договорные отношения с муниципалитетами, но не получилось».
Он предложил наладить диалог между бизнесом и властью.
«Начать надо с изменения договоров, - высказал он свою точку зрения. - Нужно их проработать с перевозчиками, чтобы обеспечить конечные остановки, отстой автобусов, стоянки».
Нужен мощный оператор
Вдруг выяснилось, что заключать договора-контракты в столице региона не с кем.
«В Уфе, по сути, два перевозчика - ГУП «Башавтотранс» и управление электротранспорта, все остальные - это не транспортные компании, - рассказал Андрей Федосов. - Это ИПэшники, ОООшники у которых по 5-10 автобусов, а остальные все привлечены на договорах аренды. Нет таких компаний, которые бы вошли и участвовали в конкурсе. В тех городах России, где проблема транспортного обслуживания была решена, доля государственных и муниципальных перевозчиков составляет примерно 70%. Чтобы система была устойчивой, городу нужен мощный оператор. Но сейчас такого перевозчика, который бы доминировал в Уфе, нет».