Транспортная проблемы испортила уфимцев, как в свое время жилищная – москвичей. Мы быстро привыкли не ждать маршрутку боле трех минут, потом дружно ратовали за более вместимые автобусы, боролись с дымящими ПАЗиками, рекламировали транспортные карты… В результате сегодня столкнулись с тем, что автобусов и маршрутов снова стало заметно не хватать! Что же случилось? Специалисты говорят, что из этой сложной сферы уже несколько лет старательно выдавливаются частные перевозчики на фоне громких заявлений о поддержке малого бизнеса. Почему это происходит? Свое мнение высказывает экономист Владимир Носов.
История извоза
Вспомним, как все начиналось. Частные перевозчики появились в Уфе более 20 лет назад не на пустом месте, а потому что денег у властей для решения транспортных проблем даже на муниципальных маршрутах не было в достаточном количестве. «Частники» в госбюджете не нуждались - заправкой, ремонтом, зарплатой и прочими вопросами они занимались сами. И они действительно быстро и эффективно с трудной задачей справились.
Но вот население успокоили… И к чиновникам пришло понимание, что налаженный бизнес можно поставить под контроль. Как легче всего это сделать? Лучшее решение - раздробить на части, а потом с помощью бюджетного финансирования вытеснить с рынка.
Что происходит в Уфе?
Судя по официальной информации, за счет бюджета постоянно в тот же ГУП «Башавтотранс» покупаются автобусы, которые потом ставятся на маршруты и зачастую не приносят прибыли. Судя по всему, бюджет в наши сложные времена не бездонный, поэтому на повестке дня уже закупка бывших в употреблении автобусов и трамваев.
При этом о прибыльно работающей и показавшей свою эффективность альтернативе почему-то не упоминается. Но что выберет потребитель на линии: принадлежащий государству бывший в употреблении автобус или частный новый? Ответ очевиден. Но реального выбора башкирскому потребителю почему-то не оставляют.
Открытым остается вопрос: почему сейчас полностью разрушается то, что создавалось 20 лет? Это целая отрасль, да, частная, иногда колючая, но более 5000 автобусов только в Уфе успешно решили тогда проблему. После кампании по «наведению порядка» они сотнями ушли с маршрутов, пропали в никуда водители. И все бы ничего, но поток жалоб на транспорт не прекращается: сегодня не хватает ни автобусов, ни водителей, ни маршрутов. Дошло до того, что в некоторые населенные пункты Башкирии на междугородних автобусах можно добраться только один раз в неделю.
Порядок наводить надо!
Больше всего в наведении порядка заинтересовано население, которому все равно, на частных или государственных автобусах ездить.
Сколько еще этого ждать? Чиновники несколько лет с помощью бюджета, административных рычагов почему-то не могут решить эту проблему. В системе явный дефицит ресурсов. В то же время невостребованные частные автобусы «уходят» из республики на металлолом или уезжают в другие регионы РФ. Водители массово пошли переучиваться, в том числе на биржу труда.
И складывается парадоксальная ситуация, когда в перевозки вкладывается все больше бюджетных денег, которые могли бы пойти на строительство детских садов, школ и т.д., много лет вопросы с транспортом остаются актуальными, а взаимовыгодных контактов с частными перевозчиками, которые могли бы помочь переломить ситуацию с обслуживанием пассажиров так и не случилось.
В РФ сегодня успешно работает федеральная программа «Безопасные и качественные дороги». По ней можно, по согласованию с органами исполнительной власти региона, приобрести автобусы по льготной ставке. Победителем тендера от республики стало предприятие, владельцы которого ранее в этой сфере в Башкирии не работали. Исходя из каких принципов принималось решение об их допуске? Или сделана ставка на то, что только «свои люди» смогут решить вопросы? Но в этой сфере еще надо уметь работать. Пример с закупками автобусов за счет бюджета и их слабая эффективность это показывают.
Ситуация не безнадежная
Итак, местных частных перевозчиков правдами и неправдами частично убрали из этого рыночного сегмента, вместе с ними ушли сотни автобусов с маршрутов города. «Транспортный вопрос» стоит настолько остро, что проблемой занимаются даже не на уровне мэрии, а в профильном министерстве.
Но сети по-прежнему заполнены жалобами на действующих местных перевозчиков и засилье «варягов» из других регионов, которые почему-то здесь работают. Людям часами приходится ждать автобусов, чтобы попасть на работу или домой.
При этом в СМИ делается акцент на то, что государственный перевозчик обеспечен автобусами и другими средствами для решения социальных задач из бюджета и исправно платит налоги! И почему-то не поднимаются вопросы: научится ли он работать высокорентабельно, чтобы обновлять свой парк не за наш счет? Или повторит судьбу тех же частников: его разделят на части и приватизируют вместе с закупленными за бюджетные деньги автобусами?
Хотелось бы подчеркнуть тот факт, что когда глава республики говорил о коренном реформировании этой отрасли, он не призывал «до основанья все разрушить» и на обломках создать что-то новое. Речь шла именно о реформировании этого сложного механизма, отрицания «диких» методов ведения бизнеса. Сегодняшняя ситуация наглядно показывает, что и частным, и государственным структурам без взаимовыгодного цивилизованного партнерства сложно переломить наметившиеся негативные тенденции. Может быть, именно в этом направлении и стоит действовать всем заинтересованным сторонам, оставив за бортом «рвачей-однодневок», пытающихся снять «сливки с рынка» и не желающих работать на перспективу?