Эксперты «Открытие Авто» оценили будущее индийского автопрома в России. По итогам 2022 года индийский авторынок впервые вошел в тройку крупнейших в мире после китайского и американского.
Динамичный рост
Более того, по итогам прошлого года он показал самый динамичный рост: +24% и 4,3 млн проданных автомобилей. В Индии локализовано производство ведущих южнокорейских (Hyundai), японских (Suzuki, Honda, Toyota, Mitsubishi, Nissan), европейских и американских марок (BMW, Fiat, Ford, Volkswagen, Audi, Chevrolet, Renault). При этом существенную долю рынка занимают местные производители - Tata Motors, Mahindra & Mahindra, Ashok Leyland, Force Motors и Eicher Motors.
Индусы уже приезжали в Россию в середине 2010-х с очень дешевым квадроциклом Bajaj Qute примерно за 300 тысяч рублей. Мотоколяска с табуретками вместо сидений и «стеклами» из полиэтилена на молнии очень быстро провалилась в продажах. Bajaj задержался на нашем рынке, сосредоточившись на продаже мотоциклов.
Перспективы индийского автопрома на отечественном рынке, как всегда, в таких случаях зависят от стоимости и качества самих автомобилей. Сейчас для иностранных производителей, не боящихся вторичных санкций (или знающих пути их обхода), отличная пора для знакомства по-новому.
Конкуренты России и Китая
Индийские марки могут зайти с цены, если они справятся с таможенными издержками и тратами на логистику. Определяющим станет соотношения качества, оснащенности и прочих важных характеристик к средней стоимости на рынке. Главными и основными конкурентами должны стать отечественные модели и самые дешевые китайские. Большой вопрос - с доступностью запасных деталей и общим уровнем обслуживания. Дорогие комплектующие, если их еще придется ждать, быстро отпугнут потенциальных покупателей.
На наш взгляд, интерес у россиян может вызвать кроссовер Tata Harrier, схожий по дизайну с кроссоверами Hyundai. Он является сильно адаптированной и удешевленной версией Land Rover Discovery Sport. Кроме упомянутого Harrier, Tata сегодня производит современные кроссоверы Nexon и Punch.
Mahindra Bolero уже морально устарел и вряд ли заинтересует отечественного автолюбителя, чего не скажешь о новом Mahindra Scorpio, который в последнем поколении представлен в приятном современном дизайне. Именно его в свое время планировали собирать в Нижнем Новгороде для конкуренции с УАЗ «Патриот».
Компактный хэтчбек Maruti Suzuki Alto может с успехом заменить тольяттинскую марку Lada. Модель присутствует на индийском рынке уже 23 года, из них 16 лет была абсолютным бестселлером из-за своей предельно низкой цены. В Индии она стоит порядка 300 тысяч рублей, а с учетом доставки, оснащения и таможенных сборов может вписаться в 600 тысяч рублей при российских продажах.
Большие шансы
Таким образом, ближайшее будущее индийских марок видится скорее в адаптации для России дешевых бестселлеров, как это сейчас делают некоторые китайские компании. Правда, у поднебесного автопрома пока не получается конкурировать ценой с ведущим брендом АвтоВАЗа, а вот у индусов шансы есть, ведь исходные модели дешевле.
Теоретически добавить интереса индийским моделям могла бы программа государственных субсидий, но пока иностранные компании за пределами ее условий. Предположим, что в перспективе ближайших пяти пробных лет индийские компании смогут закрепиться на отечественном рынке, тогда их процент от продаж должен быть в районе пяти, максимум, десяти процентов.
При этом стоит отметить, что даже в случае локального успеха индийские автомобили быстро подберутся к границе влияния поднебесного автопрома. Китайские бренды могут дать разнообразие, стиль, качество и конкурентную цену. Индусам нужно будет соответствовать, а это дорого и долго. Реальнее выглядит перспектива конкуренции с отечественной Lada, у которой машины из Индии могут попытаться отобрать потенциальных клиентов. Привлечь смогут ценой, свежим видом и оснащением, которое должно быть, как минимум, не хуже.