Не успел начаться теплый сезон, как в сводках стали появляться ДТП с участием электросамокатов. В основном страдают дети и подростки. Не нравится такая езда и многим пешеходам. В связи с этим на федеральном уровне предлагают ввести полисы ОСАГО для владельцев средств индивидуальной мобильности (СИМ). Что об этом думают владельцы компаний проката и власти в Башкирии, узнал UFA.AIF.RU.
«Труднореализуемая процедура»
В начале мая комитет Совфеда России предложил ввести полисы страхования для владельцев СИМов, поскольку они могут представлять опасность для пешеходов. Но и любители «погонять на двухколёсных», и владельцы кикшеринговых сервисов (по прокату самокатов – прим.редакции) восприняли эту инициативу негативно.
По словам владелицы шеринга Shark Людмилы Кузнецовой, в их компании страховка предусмотрена перед каждой поездкой.
«Клиенты могут сами выбрать эту опцию в приложении, но мы не можем автоматически и принудительно добавлять на них страховку, потому что это запрещено законом. Вообще, считаю предложение обязательного введения полисов страхования на электросамокаты абсурдным, ведь это равносильно езде на велосипеде. Если человек сознателен, он может добровольно оформить страховку на все случаи жизни», – говорит она.
По словам собеседницы, в этом году шеринг Shark – единственный рабочий в Стерлитамаке и Октябрьском.
«Мы были первым шерингом в Уфе, но со временем, когда на рынке начала преобладать федеральная сеть Whoosh, мы ушли в другие города», – рассказала Людмила Кузнецова.
Помимо регистрации самокатов и их учёта для страхования, также нужно будет вносить изменения и в КоАП, вводить штрафы, а затем кто-то должен за этим следить и ловить нарушителей. Это очень трудозатратная и труднореализуемая процедура, считает управляющий шеринга MaturCity по Уфе и Москве Алексей Король.
«Технически сделать ОСАГО на электросамокаты, учитывая, что ими пользуются всё больше людей без шеринга, сейчас невозможно. Есть множество сложностей. К примеру, самокаты должны где-то регистрироваться, нужны номера на них, учёт и так далее. Многие любители покататься не захотят принудительно платить деньги за страхование. К тому же в основном катаются подростки», – сказал он.
Мнения пользователей в социальных сетях о данной инициативе разделились: одни – за, другие – против.
Уфимка Ольга И. считает, что нововведение значительно снизит число катающихся на улицах города и потенциальную аварийность с участием двухколёсных, но в то же время отмечает, что введение поголовного ОСАГО – это неправильно.
«На велосипедах катались и катаемся без всякого страхования, и ничего катастрофического не происходит из-за этого. Да, иногда мешают гоняющие с большой скоростью, но это не значит, что на адекватных людей, любящих покататься, нужно накладывать финансовые обязательства. Кто захочет – застрахуется сам. Здесь нужны законопроекты об изменениях в ПДД, и представители власти, которые будут следить за их соблюдением», – считает горожанка.
«Имидж злодеев»
Кикшеринг набирает обороты с наступлением тёплой погоды. Это очень удобно, когда нужно в пробки оперативно доехать до определенного места. Чтобы осуществить такую поездку, нужно выбрать поставщика услуг в мобильном приложении, зарегистрироваться, подобрать транспорт – и можно начинать путь. По завершении маршрута самокат возвращается в зоны парковки и производится оплата.
Если вы не хотите пользоваться услугами проката из-за дороговизны или по каким-либо другим причинам, а кататься на электросамокате хочется каждый день и не по часу, то можно купить свой. На рынке их огромное количество, от миниатюрных и набирающих маленькую скорость до серьезных агрегатов, разгоняющихся до 60 км/ч.
По всей видимости, в Уфе растёт число тех, кто предпочитает второй вариант. На улицах заметно увеличилось число людей, пользующихся собственными моделями. Из-за этого федеральные власти добиваются, чтобы для всех ввозимых в Россию электросамокатов, моноколес и гироскутеров было установлено ограничение скорости до 25 км/ч. Такая функция уже есть у тех, что сдают в краткосрочную аренду. Теперь она может стать обязательной и для устройств из магазинов. В частности, власти Москвы уже поддержали эту идею.
Как отметил председатель комитета госсобрания Башкирии по жилищной политике и инфраструктурному развитию Николай Хорошилов, предложения по законодательному урегулированию этой ситуации, активно обсуждались в региональном парламенте минувшим летом.
«После всестороннего обсуждения стало очевидно, что концептуальные решения могут быть приняты только на федеральном уровне, – сказал депутат. – В законодательстве не определен статус электросамокатов: по факту они являются транспортными средствами, а по закону люди, использующие их, относятся к пешеходам. Это принципиальный момент, который ограничивает регионы в принятии решений. Однако мы не можем пассивно ждать федерального закона. Проблему нужно решать здесь и сейчас. Самый очевидный и эффективный путь – договориться о «правилах игры», заключить с агрегаторами СИМов соглашение, прописав в нем условия работы таких сервисов и порядок эксплуатации. Было решено пойти именно по этому пути. Мы направили администрации Уфы соответствующие рекомендации».
По словам Николая Хорошилова, в установлении ограничений заинтересованы не только пешеходы, но и сами кикшеринговые компании.
«Предпринимателям тоже мешает неопределенность, – отметил парламентарий. – Им не нужен имидж злодеев. Они хотят понятных правил, чтобы на их основе выстраивать бизнес-модель и нести обществу комфорт и прогресс, а не проблемы».
Комментарий
Старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по Башкирии Марсель Бикташев:
«Согласно общим положениям правил к пешеходам приравниваются лица, ведущие велосипед, мопед, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства. Граждане, управляющие этими средствами, в настоящее время должны соблюдать нормы, прописанные в статье 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов». Однако их передвижение по тротуарам по правилам, установленным для пешеходов, создает опасную ситуацию для граждан, учитывая мощность и скорость СИМов на электрической тяге. В то же время выезд на проезжую часть опасен для самих управляющих портативным транспортом. Для водителей на дороге они тоже представляют опасность: выезжают на проезжую часть, пересекают пешеходные переходы на полном ходу. При этом права на СИМы нужны в том случае, если транспорт имеет мощность выше 250 Вт и может развить скорость больше 50 км/час».