В июле в Башкирии произошло несколько смертельных ДТП, вызвавших широкий общественный резонанс. В частности, шесть человек погибли на трассе в Благоварском районе, а в Уфе на пешеходном переходе насмерть сбили мать и четырехлетнего ребенка. В Мелеузовском районе авария унесла четыре жизни. Почему трагедии на дорогах случаются так часто и что нужно сделать, что свести их к минимуму, выяснял UFA.AIF.RU.
Плачевная ситуация
После аварии в Благоварском районе в Уфе состоялось заседание межведомственной комиссии по безопасности дорожного движения. Заместитель начальника профильного отдела МВД Ленар Габдурахманов сообщил, что в 2022 году в республике в местах проведения дорожных работ зарегистрировано семь ДТП, что в два с лишним раза больше, чем в 2021-ом. В них погибли девять человек и 10 получили травмы. Он уточнил, что в Благоварском районе, водитель микроавтобуса двигался со скоростью 90 км/ч при установленном ограничении в месте ремонта в 50 км/ч.
Сейчас 27-летний водитель «Форд Транзит» арестован. В случае признания судом его вины мужчине грозит до семи лет лишения свободы. Под домашний арест помещена 28-летняя автоледи, насмерть сбившая 39-летнюю женщину и её сына на пешеходном переходе недалеко от «Президент отеля» в Уфе. Начальник ГИБДД по городу Равиль Бикбулатов рассказал о недостатках организации дорожного движения на перекрёстке, где произошла эта смертельная авария. В частности, здесь выявлено отсутствие дублирующих дорожных знаков «пешеходный переход» над проезжей частью, пешеходных ограждений перильного типа и горизонтальной дорожной разметки. Глава администрации города Ратмир Мавлиев назвал происходящее на дорогах столицы республики «катастрофой», а организацию безопасной среды «плачевной».
Банальная невнимательность?
По мнению автолюбителя из столицы республики Александра Ибрагимова, значительную часть как обычных ДТП, так и летальных, провоцирует не столько состояние дорог и прочие инфраструктурные факторы, сколько банальная невнимательность. Как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов.
«Конечно, в городе и в республике достаточно дорог, которые оставляют желать лучшего, но при должной бдительности и соблюдении ПДД на таких участках, аварий было бы значительно меньше», – считает автолюбитель.
Согласны с этой точкой зрения и многие пользователи соцсетей.
«Гоняют на своих дребезжащих "тазиках" под орущую музыку и не смотрят по сторонам, что в Уфе, что в районах. Часто садятся пьяными за руль. Колхоз на дорогах», – считает пользователь Михаил.
«Болтать по телефону и залипать в нём – это у нас святое. Неуважение водителей к пешеходам особенно на переходах тотальное, хотя пешеходы тоже "молодцы" зачастую», - делится своим мнением житель республики Ильдар.
Нигде нет такого беспредела, как в Уфе!— «АиФ»
«Много путешествую по городам России и нигде такого беспредела, как в Уфе, не видела. Все куда-то спешат, пытаются быстрее влезть, сэкономить пару секунд и расплатиться жизнью. Это прослеживается даже в поведении пассажиров автобусов. Вот до твоей остановки ещё ехать и ехать, а люди водителю на ходу суют карту или деньги, отвлекая от дороги. Как будто выпрыгивать в движении собрались, как будто не успеют. И ещё проталкиваются, чтобы занять место вплотную возле двери и выбежать скорее. Нигде подобной чуши не видела», – пишет горожанка Алина.
По словам старшего инспектора группы пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по Башкирии Марселя Бикташева, основными причинами ДТП в республике являются нарушения правил проезда перекрёстков и пешеходных перехоров, а также неправильный выбор дистанции. Он отметил, что 50% всех аварий в этом году произошли в местах, где были выявлены недостатки состояния улично-дорожной сети.
«В целом, необходимо соблюдать правила дорожного движения и особенно в таких местах на дороге. Прежде всего, водителям следует снижать скорость движения автомобиля», - подытожил сотрудник Госавтоинспекции.
Проверки на дорогах
Резонансные ДТП вызвали волну проверок различными ведомствами. Так, сотрудники ГИБДД занялись водителями пассажирского транспорта и отметили, что перевозчики продолжают игнорировать правила. Об этом писал глава ведомства Владимир Севастьянов в своём телеграм-канале. Наиболее частыми нарушениями водителей автобусов он назвал игнорирование использования ремней безопасности, перевозку пассажиров больше посадочных мест, управление транспортом без полиса ОСАГО и использование телефона во время движения.
Прокуратура республики объявила о проверках всех автошкол. Также предстоит выяснить, как соблюдаются правила выдачи лицензий частным перевозчикам.
Кроме того, надзорное ведомство обратило внимание на дорожное строительство. Прокурор Башкирии Игорь Пантюшин вынес официальное предостережение подрядной организации о недопустимости срыва сроков ремонта Затонского шоссе в Уфе. В прокуратуре отметили, что часть ДТП напрямую связана с ненадлежащим состоянием дорожного полотна.
По данным независимого исследовательского агентства «ПромРейтинг» Башкирия по числу ДТП в 2021 году на шестом месте среди 85 субъектов РФ. Аварий было 3 865 с ростом в 2,9% к 2020 году. Специалисты отметили, что ситуация из года в год практически не меняется.
Начальник ГИБДД республики Владимир Севастьянов, представляя прошлогоднюю статистку ДТП, сообщил, что в дорожных авариях в регионе погибли 480 человек, ещё 4 712 пострадали.
По его словам, 611 аварий (15,9%) произошли из-за нарушений правил проезда перекрёстков, 393 – из-за неправильного выбора дистанции, 288 – из-за нарушений правил проезда пешеходных переходов. Каждый пятый погибший в авариях в республике скончался при выезде на встречную полосу – в регионе зарегистрировано 202 таких происшествия.
Разметка нас спасёт?
В продолжение дорожной темы власти Уфы всё чаще стали отчитываться о нанесении разметки, в том числе диковинной «вафельной». Для этого по ночам перекрываются перекрёстки и участки дорог. Пообещали в мэрии обновить разметку и на велосипедных дорожках – к середине августа.
Неторопливость уфимских властей горожане зачастую высмеивают в соцсетях.
«В Казани и Екатеринбурге разметку наносят масштабно, как только сходит снег, а у нас всегда стремятся отличиться», – язвительно подмечает пользователь Дмитрий.
«А что не в декабре? Самое время – ведь на снегу ещё виднее будет, возьмите на заметку», – пишет горожанка Анастасия.
Особое внимание, по данным городских властей, уделено дорожной безопасности вблизи школ, которых в столице республике насчитывается 126. До 25 августа планируется нанести 387 пешеходных переходов возле 90 школ с выходом на проезжую часть и установить необходимые дорожные знаки. Говоря о безопасности, власти также любят напомнить о большом числе камер фото- и видеофиксации. По информации минтранса, в республике их работает 1830. По количеству комплексов Башкирия входит в ТОП-5 регионов страны.
Комментарий
Администратор группы «БашДТП» в соцсети «ВКонтакте» Гузель Габдрахманова:
«Значительный рост числа ДТП, на мой взгляд, объясняется несколькими причинами. В первую очередь, конечно, это качество дорог. Стоит признать, что оно оставляет желать лучшего. Те же колеи, выбоины и отсутствие разметки – всё это давно надо привести в порядок. Элементарно − на дворе август месяц, а разметку только наносят. Если у нас будут качественные дороги, необходимо будет ввести способы профилактики выполнения ПДД. К примеру, в Татарстане невозможно превышать и нарушать, даже парковка на газоне и тротуаре моментально бывает замечена и приходят уведомления. Третий момент – одна из главных причин ДТП – вседозволенность. Ну нет у нас в республике строгого контроля. Увеличивается количество обращений в группы, где люди ведут себя на дороге агрессивно, хотя за это есть штраф. Про водителей автобусов – вообще отдельная тема. Как водитель с 15-летним стажем подытожу, что стоит начинать с себя – не нарушать и вести себя адекватно на дороге».