В Кушнаренковском районе Башкирии остались без автобусного сообщения 16 садовых товариществ, в которых насчитывается несколько тысяч участков. Садоводы, многие из которых пенсионеры, вынуждены несколько километров идти пешком до своих дач от федеральной трассы М7. Люди обращаются к властям за помощью, но ответа не получают. В ситуации разбирался UFA.AIF.RU
Не дали автобус
Все 16 садовых товариществ расположены на территории Старокамышлинского сельсовета Кушнаренковского района республики. В общей сложности здесь более четырех тысяч участков. Однако добрая половина из них в этом году заросла бурьяном: хозяева здесь не бывают вообще либо приезжают очень редко.
Два часа пешком
Особенно тяжело приходится пенсионерам, у большинства из которых нет личных автомобилей. Ситуация осложняется еще и тем, что ждать маршрутки на трассе М7 им приходится очень долго.
«В середине апреля частный автобус ещё редко, но ходил, потом перестал вообще, - рассказала дочь пожилой владелицы одного из участков Земфира Гарифуллина. – Водитель говорил, что ничего понять не может, ему просто не подписывают путевой лист. Весь май люди ему звонят, ругаются. Только у половины владельцев есть личный транспорт. «Башавтотранс» автобус не дает, потому что дорога у нас полуторополосная, будто бы он не сможет разъехаться с машинами. Я спортом раньше занималась, но иду где-то два часа от сада до трассы. Пенсионеры, конечно, так не могут ходить. Но еще проблема в том, что в пятницу и в субботу маршрутки полные, не останавливаются, пролетают мимо. Приходится час-два сидеть на трассе, ловить попутку. У меня на дорогу уходит больше, чем на работу в саду. Старикам только осталось встать на колени перед домом правительства?»
Старикам только осталось встать на колени перед домом правительства?— «АиФ»
Письма без ответа
Недовольство граждан достигло своего предела и вылилось в обращение от 16 председателей садовых товариществ на имя главы региона Радия Хабирова и председателя госкомтранса республики Алана Марзаева. Письма ушли в электронную приёмную органов власти, ответа на них пока нет. В одном люди просили предоставить им маршрутный автобус. В другом – поставить дорогу, ведущую к садам, на баланс муниципалитета.
«Дело в том, что члены СНТ сами обслуживают три километра дороги – от поворота дороги со стороны Шарипово на Первушино, - рассказала председатель СНТ «Родник» Римма Жигулина. – Сами заасфальтировали её в 2003 году, в 2017 году сами сделали капремонт. Всё время просим, чтобы район взял её на баланс. Обращались много раз. Даже в прокуратуру района в феврале этого года писали по поводу очистки от снега. Ведь в каждом СНТ несколько семей круглый год живут. Из прокуратуры пришел ответ, что обращение перенаправлено главе администрации Кушнаренковского района. И всё на этом. В конце мая приезжала комиссия из «Башавтотранса», замерила дорогу – она 3,5 метра шириной, а не 5,40, как положено по нормативам. И отказали. Сказали, что по этой дороге автобус пускать не будут».
Не дают ответа власти не только садоводам, но и журналистам. Пресс-секретарь госкомтранса республики Юлия Мазитова прокомментировала ситуацию кратко: в данный момент рассматриваются варианты решения проблемы. На вопросы корреспондента UFA.AIF.RU, почему маршрут в эти садоводческие товарищества не был сформирован ранее, не проведен тендер, в госкомитете по транспорту и дорожному хозяйству не ответили.
Не единственный случай
Отсутствие автобуса к СНТ – проблема типичная для региона и, к сожалению, не единственная, отмечает председатель регионального отделения «Союза садоводов России» Ринат Мигранов. Похожая ситуация, по его словам, возникла в этом году у садоводов Уфимского и Кармаскалинского районов: там ходило всего два автобуса. Правда, отмечает общественник, в том случае госперевозчик оперативно решил эту проблему.
«Будем настаивать на том, чтобы хотя бы небольшой автобус пустили, - пообещал Ринат Мигранов. – Ведь эта проблема касается как минимум двух тысяч людей, поэтому её нужно решать. Вторая – содержание дороги – сфера ответственности государства. Если её «повесить» на сельсовет, то, во-первых, у него нет на это средств, а во-вторых, если даже деньги найдутся, это будет нецелевое использование. Много таких ничейных дорог, которые, прежде всего, надо поставить на учёт. По числу обращений дороги – на втором месте после электричества».
«Ждали манны небесной?»
Впрочем, некоторые общественники винят в сложившейся ситуации и самих владельцев участков, которые якобы вовремя не озаботились проблемой отсутствия автобуса.
«Подобные ситуации возникали, и проблемы эти решались, – комментирует руководитель «Ассоциации садоводов Башкирии» Наталья Овчинникова. - Скорее всего, не было заявки на этот маршрут или просмотрели время. Обычно госкомтранс этим занимается. Наверное, частник не подал заявку на этот маршрут, как на невыгодный, и «Башавтотранс» тоже. А садоводы ждали манны небесной. А что ждать? Почему они сразу не обратились, два месяца назад? Откуда я знаю, какой маршрут, куда должен ходить? Еще бы сентября подождали».
Комментарий
Заместитель председателя комитета по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям Госсобрания-Курултая Башкирии Ильгам Галин:
«Частая причина, почему автобусы не ездят в СНТ, - нет дорог. И эту проблему должно решать именно государство. То, что люди остались без автобуса, к сожалению, – нередкое явление. По практике могу сказать, что исполнительная власть на местах не работает, до главы администрации района, скорее всего, не доводят информацию о существовании этой проблемы. Власти должны были вовремя провести тендеры. Чиновники не сделали это, а в итоге сами себе создали проблемы.
В основном все маршруты до СНТ выигрывает «Башавтотранс». Госперевозчик должен охватить все маршруты, ведь 600 миллионов рублей субсидирования получает из бюджета республики. Но если ему невыгодно заниматься перевозкой пассажиров на отдельном участке, он пытается уйти от этих проблем. Вроде бы он, как генподрядчик, должен выиграть и субподрядчику отдать. Но не хочет заморачиваться».
Госперевозчик должен охватить все маршруты. Но если ему невыгодно заниматься перевозкой пассажиров на отдельном участке, он пытается уйти от этих проблем.— АиФ