Спасение от гололёда. Почему реагенты лучше, чем песчаные дорожки

Зима неприятна не только морозами. Выходя на улицу, мы по привычке высматриваем темнеющую на снегу песчаную дорожку – на ней хотя бы не поскользнешься. И забываем, что от таких «тропинок» опасности для человека даже больше, чем от угрозы полететь вверх тормашками. А настоящее спасение от гололёда далеко не так заметно на тротуарах. Речь идет о современных многокомпонентных реагентах.

   
   

Песок и соль по традиции

Привыкание российских мегаполисов к многокомпонентным реагентам, к которым относится и «Бионорд», шло постепенно. Первой стала Москва, за ней потянулись остальные города. Однако до массового его применения дело в Башкирии пока не дошло. Более того, первое знакомство со столицей вышло комом – был нарушен регламент применения, поэтому должного эффекта от современного противогололедного материала не получилось. В этом признался и сам мэр Уфы Сергей Греков.  

«Мы вовремя не отработали ситуацию с тротуарами, и сейчас там лед. Мы некачественно использовали «Бионорд», и сейчас нам приходится, как говорится, бить по хвостам, устранять эти недочеты песком. Это недопустимо, но другого выхода мы не видим. Мы должны сыпать «Бионорд» до снега, а не после. Чтобы снег не прилипал к асфальту, а спокойно убирался», - сказал он.

Однако, привычный для горожан способ борьбы со льдом и снегом, как оказывается, таит в себе немало проблем. Достаточно сказать, что соль – вещество третьего, не самого последнего, класса опасности, и это заметно хотя бы по воздействию на нашу обувь. Разводы, преждевременные трещины – с такими напастями знаком каждый из нас. Про песок отдельный разговор. Он закатывается в асфальт, оседает на бордюрах вдоль дорог, попадает на тротуары и превращается в пыль, которой мы все дышим. А коммунальщики в итоге все лето прибирают за собой то, что рассыпали зимой…

Чем лучше «Бионорд»?

Современные многокомпонентные реагенты имеют ряд неоспоримых преимуществ в сравнение  с традиционными ПГМ. Коммунальные службы подчеркивают в первую очередь экономическую сторону вопроса. Как было отмечено на круглом столе по вопросам зимнего содержания дорог, который как раз прошел в Уфе в октябре 2021 года, общая стоимость зимнего содержания трасс при переходе с песко-соляной смеси на новый реагент сократилась в среднем на 21%. Одной машины с «Бионордом» хватает на 100 км стандартных дорог, тогда как традиционной смеси песка и соли – только на семь километров. Отсюда экономия техники, расходов на горючее и, как следствие, снижение бюджетных затрат. Есть и еще один нюанс – эффективность при низких температурах.

При попадании гранул на снег или лед  входящие в  нее компоненты разрушает связи между молекулами льда, и твердое агрегатное состояние воды превращается в жидкое. При этом раствор, насыщенный ПГМ,  начинает замерзать не при 0 градусов, а при более низких температурах.

Главное при использовании «Бионорда» и других реагентов – соблюдать технологию. Наиболее эффективным считается превентивный способ – обработка «Бионордом» до появления снега или заморозков в дозах не более одной столовой ложки на кв. м. Затем дорожным службам необходимо просто смести талый снег, который растопил реагент. Это позволяет избежать появления луж и избыточной шуги, так называемой снежной кашицы. Использовать реагенты для борьбы с сугробами экономически неоправданно.

   
   

А как же экология?

Простых людей волнуют не только эффективность современных ПГМ, но и их экологичность. Так ли уж безопасен «Бионорд», как утверждают его разработчики? Реагент производят в Перми на Уральском заводе противогололедных материалов. Естественно, прежде чем поставить новое средство в борьбе со льдом на поток, его тщательно исследовали представители Роспотребнадзора, ученые из Минсельхоза и других проверяющих и надзорных органов страны. И выяснили следующее.

«Бионорд» представляет собой вещество не третьего, как соль, а четвертого класса опасности. А это самый низкий уровень воздействия на окружающую среду. Материал не вызывает ни аллергических реакций, ни ингаляционного воздействия, не проникает в кожу. В его состав введены специальные соли и ингибиторы, которые кроме того, что плавят лед, еще и снижают общую коррозию металла и задерживают физико-химические процессы в материалах. Таким образом, воздействие «Бионорда» на металл в два раза ниже, чем у традиционных смесей.

Более того, «Бионорд» состоит, в том числе, из формиата – органической соли, которая не только плавит лёд, но и разлагается при воздействии солнечных лучей, тем самым не засаливая почву.

Главное – соблюдать технологию

В России все больше городов в последнее время переходят на современные многокомпонентные реагенты. В Москве, например, песок под запретом с 1990 года. В Уфе «Бионорд» впервые начали применять в 2012 году, но использовали его выборочно, лишь на нескольких улицах, а основным средством борьбы с гололедицей были песчано-соляные смеси. Сейчас столица республики делает попытку взять курс на столичность и полностью уйти от песка, используя современные и экологичные средства для борьбы с наледью. Хочется надеяться, что это попытка увенчается успехом, и мы получим чистые и безопасные дороги, комфортную зиму с минимальными затратами.