Взрослеют позже. Руководитель лагеря о вожатской работе и современных детях

В лагере проходит экономическая игра «Генератор идей». © / Гюзель Ибрагимова / АиФ

Подростки не знают историю своей страны и поклоняются кумирам-однодневкам. Они легко справляются с новинками техники, но пасуют перед жизненными трудностями, считает Мансур Юмагулов.

   
   
 
 

Создать атмосферу

Гюзель Ибрагимова, «АиФ-Башкортостан»: Мансур Анверович, откуда взялась идея тематического лагеря?

Мансур Юмагулов: Я – бывший пионер, ребёнком побывал в «Артеке» и «Орлёнке», работал вожатым в разных лагерях страны и за границей. Можете считать меня романтиком… Атмосфера детства, дружбы, мечтаний и грёз, первых открытий и откровений до сих пор живёт во мне и, наверное, никуда не исчезнет. Моими наставниками были Сергей Кузьмин и Екатерина Темнова, которые первыми в Башкирии организовывали детям не только отдых, но и давали им знания в области театра, экологии и этнографии. Я был у них ещё ребёнком, и мне нравилось погружаться в определённую тему заезда. 

Сейчас у меня лагерь с изучением английского, отдыхают около 400 ребятишек за лето. На его подготовку и проработку концепции уходит несколько месяцев до открытия первой смены.

Досье
Мансур Юмагулов. Родился в Уфе 1 ноября 1978 г. Окончил Российский университет дружбы народов, преподаватель философии и испанского языка. Занимается кинопроизводством. Его фильм «Преодоление» получил приз на международном фестивале правозащитных фильмов «Сталкер» и российском фестивале документального кино «АРТДОКФЕСТ». Номинант российской телепремии «Тэфи». Женат, воспитывает 6-летнюю дочь.

- А кто работает у вас вожатым?

- В основном студенты факультетов иностранных языков БГУ и БГПУ, которые проходят педагогическую практику. Обучаем их несколько месяцев, организовывая Школу вожатых. Также берём на волонтёрскую работу не владеющих русским языком иностранцев. Обычно их на смене по 2-3 человека, в основном из Индии, Китая, Бразилии и стран  Африки, очень редко «попадаются» из Европы. Кстати, они, в отличие от наших, не получают зарплату, приезжают по образовательным и обменным программам. Наши студенты за две недели получают на руки 12 тыс. руб.

- Что они должны уметь?

   
   

- Знать английский, владеть методикой преподавания, написания сценариев, проведения различных мастер-классов, к примеру, по древолазанию, футболу, бисероплетению, шахматам, шитью и т.д. Также они обязаны владеть собой в стрессовых ситуациях и экстремальных условиях. Работа с детьми - это не только игры, весёлое времяпровождение, откровения у костра, но и суперответственность за здоровье и жизнь детей. Но в последнее время замечаю: ребята в 18-19 лет - это реальные дети! Помню себя, своих ровесников, мы были более взрослыми, серьёзными, что ли... А у нынешних уровень инфантилизма и беспечности просто зашкаливает! Растёт поколение потребителей. Поэтому многих отсеиваем ещё на начальном этапе. Но есть настоящие самородки, для которых работа с детьми – призвание.

Атмосфера лагеря создаётся не дорогими шторами в спальных комнатах, не меню от именитого шеф-повара и наличием санузла в корпусе. Будет ли она интересной, полезной и насыщенной, целиком и полностью зависит от вожатого.

Ещё хотел бы посоветовать студентам поехать на стажировку в детские лагеря за границей. Это колоссальный опыт для будущего педагога.

Собрал «белых ворон»

- Дети у вас изучают английский. Как это проходит?

- Разделяем детей по уровню знаний: начальный, средний и высокий. Уроки по 60 минут проходят в игровой форме, весело, без домашних заданий. Многие признаются, это не так уныло и скучно, как в школе. Мы даже внедрили особые технологии для тех, кому не повезло с учителем, снимая некий барьер в восприятии предмета. Главное, ребята понимают, что знание иностранных языков – это степень свободы, для них открывается целый мир, который в основном говорит на английском. В этом очень помогают иностранцы.

- Кто отдыхает в лагере?

- Кто сам захотел. Никого специально не отбираем. На каждой смене бывает много «старичков», таких, кто приезжает 12-й раз подряд. Есть и «белые вороны» - ребята, которых не принимают в школе, во дворе. Съезжаются альтернативщики: готы, рокеры, аниме (Смеётся). Никого не заставляем ходить строем. У нас нет пауз и времени на безделье, все чем-то заняты. И никаких гаджетов. Хочешь в телефоне сидеть – можешь только в тихий час, никому не мешая.

- Какие советы вы бы дали родителям?

- Любите своих детей, недолюбленных ребятишек видно сразу. Общайтесь с ними, делитесь опытом и жизненными навыками. Рассказывайте, какими вы были в детстве, что читали, мастерили, в какие игры играли. Вспоминайте лучшие моменты, как помогали друг другу. Все мы боремся за внимание, это заложено в нас природой. А дети нуждаются в нём как никто другой. Спросите у любого педагога, кого он помнит из выпускников? Правильно, отличников и двоечников, а «тихих» середнячков вряд ли. Таких среди подростков достаточно. Ещё угнетает безответственность к здоровью своих малышей. У нас организовано здоровое питание. Но в родительский день дети травятся чипсами и кока-колой. Для меня это абсолютно неприемлемо. В то же время я преклоняюсь перед мужеством тех, кто впервые решился отдать ребёнка в чужую для него среду, на попечение незнакомых взрослых.

- Что в детях вас радует и, наоборот, удручает?

- Они вызывают восторг! Легко разбираются в гаджетах, в высоких технологиях, у них иной уровень мышления и восприятия. Всё хватают на лету, придумывают гениальные вещи, открыты, любознательны, но не внимательны и не усидчивы. И, к сожалению, лучшее, что было в идеалах пионерии, на которых воспитывалось несколько поколений, им чуждо. У одних такие кумиры, как Ольга Бузова, некий поп-феномен. У других – пустышки из Интернета. Многие не знают историю своей страны и не интересуются ею. Пришло время, когда нам, взрослым, нужно понять, что в головах наших детей? Куда мы идём, стремимся, или, увы, катимся по наклонной. 

У нас чрезмерная бюрократизация

- Вы говорили о работе за границей…

- Это был детский лагерь в США, под Чикаго, принадлежащий зажиточным гражданам еврейской общины. Такая материально-техническая база даже не снилась большинству российских детских центров. Теннисные корты, каноэ, поле для гольфа, конюшни. С начальником лагеря и наставниками, хоть и соблюдая субординацию, дети общались на равных. Но при всём достатке ребятишки жили в спартанских условиях, неприметных деревянных домиках без телевизоров. Даже санузлы находились не в основных корпусах. Главное, никто этому не придавал значения, для них это было абсолютно естественно. А у нас некоторые родители сравнивают лагерь с четырёхзвёздочным отелем.

- Насколько тяжело содержать лагерь?

- У нас нет собственной базы, уже несколько лет арендуем корпус в санатории под Уфой. Он в отличном состоянии. Многие коллеги так поступают. Потому что разные проверки от пожарных служб, Роспотребнадзора, Росгвардии, МЧС, отдела по борьбе с терроризмом и экстремизмом и другими ведомствами сильно отвлекают от педагогической деятельности. Считаю, что у нас чрезмерная бюрократизация. А общий уровень инфантильности идёт от пирамидальной структуры управления. Чиновники безынициативны, у них нет нормальной реакции на обращения, одни отписки, и ничего не решается. Новые идеи, предложения, поступающие от граждан, воспринимаются ими как некая угроза. Поэтому нужно воспитывать новое поколение так, чтобы они не придумывали сами себе сложности на пустом месте.