Созидатель по духу. Легендарному строителю Башкирии исполняется 115 лет

Анатолий Бельский / Архив

4 октября легендарному управляющему 3-м трестом Леониду Балабану исполняется 115 лет. В своё время наряду с первым секретарем Башкирского обкома КПСС Зией Нуриевым и директором Уфимского моторостроительного завода Михаилом Фериным управляющий Строительным трестом № 3 Леонид Балабан входил в тройку самых влиятельных людей Башкирии. За ним по праву закрепился титул «человека, построившего Уфу». За те 17 лет, которые он руководил трестом (1956-1972), в столице были возведены сотни жилых домов, десятки крупнейших промышленных и социальных объектов. А ещё благодаря ему Уфа стала одним из центров советского мотоспорта.

   
   

«Лёня, надо срочно!»

Родословная Леонида (Аншеля) Львовича Балабана восходит к куренному атаману Балабану, одному из героев гоголевского «Тараса Бульбы». Его потомку, выпускнику Харьковского автодорожного института воевать не довелось. «Такие специалисты нужны в тылу» - заявили Балабану и направили в Омск со спецзаданием: вырубить лес и построить военный аэродром. На всё про всё - месяц. Задача, казалось бы, нереальная. Но молодому инженеру она подчинилась. Приехавший принимать объект нарком вооружений СССР Дмитрий Устинов был настолько впечатлён, что тут же распорядился: «Орден Красной Звезды товарищу Балабану!». Так ярко начал свой профессиональный путь будущий знаменитый строитель.

1946 год - новый приказ: срочно прибыть в Уфу для укрепления оборонного строительного треста, подчинявшегося министерству авиационной промышленности. Трест возглавлял тогда Пётр Андреевич Рудаков, Балабан стал его заместителем.

После войны большинство из 40 предприятий, эвакуированных в Уфу из центральных районов страны, здесь и остались. Но теперь взамен времянок нужно было возводить для них производственные корпуса. Балабану поручили строительство цехов моторостроительного завода, где, кроме двигателей для истребителей, предстояло освоить выпуск автомобильных моторов. С директором УМЗ легендарным Михаилом Фериным они стали не просто единомышленниками - друзьями на всю жизнь. Когда их вызывали в Москву председатель Совмина Алексей Косыгин или министр авиапрома Пётр Дементьев, разговор был по-товарищески конкретный: «Лёня, надо сделать срочно!». И назывались нереальные для любого другого руководителя сроки. Леонид Львович изощрялся и находил решение: финансы выбивал в Москве в главках, за материалами и комплектующими мотался сам по всей стране.

На масштабные стройки из-за нехватки рабочих рук Балабан привлекал заключённых из 5-го лагеря и пленных немцев - они строили не только заводские корпуса, но и жилые кварталы Черниковки, кинотеатры «Победа» и «Родина». В 1958 г. за трудовые достижения Леонид Балабан удостоен высшей награды СССР – ордена Ленина.

Видел будущее

Редких спецов он талантливо переманивал из крупных городов. Инженер Олег Фледербахер был откомандирован из Свердловска для монтажа производственных лифтов - своих наладчиков в Уфе не было. Балабан пригласил его в кабинет, расспросил, что и как. А потом предложил остаться, помог с жильём. Так в Уфе появился свой строительный участок по монтажу производственных и гражданских лифтов, в чём республика очень нуждалась.

   
   

Оценивая людей за их деловые и человеческие качества, Балабан умел заинтересовать и удержать ценных специалистов. Юрий и Лариса Бобылевы приехали в Уфу в 1960 г. в числе 54-х выпускников Ростовского политехнического института. Прямо с вокзала отправились до стадиона Гастелло, где располагался Третий трест, прямиком в приёмную управляющего. Балалан принял их тепло, на служебной «Волге» повёз через весь город в «Ашхану» на Ленина, по пути показывая: вот легендарный УМЗ, вот «Геофизприбор», «Гидравлика», Госцирк, фирма «Мир», сельхозинститут, заводы «Прогресс», агрегатный, Башдрамтеатр, Университет, Телецентр - всё это наш трест строит. Даже о будущих объектах Балабан говорил с уверенностью. Глаза у ростовчан загорелись. После обеда, который включал все указанные в меню национальные блюда, Балабан отвёз молодых в общежитие, где их ждала просторная благоустроенная комната: «Недельку осмотритесь, а уж потом за работу!». Но долго отдыхать не пришлось: через день их срочно вызвали на стройку в УМЗ, где произошло обрушение ферм.

Молодым специалистам из Ростова поручили разобраться в причинах и дать предложения по восстановлению. Молодёжь не осрамилась: эксперты Гипроавиапрома одобрили их выводы и алгоритм дальнейших действий. А Балабан отметил: «Рад, что не ошибся в вас». С его благословения Бобылёвы навсегда обосновались в Уфе. Юрий Яковлевич с гордостью вспоминает: именно в их тресте, по инициативе и поддержке Балабана впервые внедрены научная организация труда, хозрасчёт и многие другие строительные новшества. Из Уфы Третий трест зашагал по Башкирии, причём со временем приоритетом стали не только промышленные стройки, но и жильё - его ежегодно возводили до 80 тыс. кв. метров!

Человечный человек

Наиль Кунафин, трудившийся в Третьем тресте больше 40 лет, помнит много ярких моментов, связанных с легендарным управляющим. Как-то Балабан взялся расширить площади подведомственного тресту ГПТУ. Директор училища Данкевич сразу заявил: в заданные сроки не уложиться. Но Леонид Львович сделал ставку на молодого мастера Наиля. Сам же наведывался на объект рано утром или поздно вечером. А там никого – пэтэушники работали размеренно. «Брошу я вас, ребята, не хотите - не делайте», - расстраивался он. «Так мы без вас ничего не построим», - взмолился Данкевич. «Тогда действуйте!» - отрезал Балабан. Стали работать в две смены и к 1 сентября всё успели: расширили приём в ГПТУ втрое.

Позже Кунафин в том же авральном режиме сносил старые стены кинотеатра «Октябрь» и строил гостиницу «Агидель» на Ленина. И каждый раз на объект в 6-7 утра являлся Балабан и тормошил работяг в бытовке. Вечерний объезд он завершал в 10-11 вечера. 

Душевная простота и готовность всегда прийти на помощь – одни из главных его качеств, вспоминают коллеги. С высоты своей должности Балабан помнил поименно сотни простых монтажников, штукатуров, маляров. Доставал для них дефицитные лекарства, устраивал на учёбу, выбивал жильё.

«Танзиля, у тебя младший нынче в школу пошёл? А старшему купила велосипед?» - он удивлял работяг феноменальной памятью и искренним вниманием.

Николай Карев вспоминает, как, придя устраиваться в Третий трест, оказался в кабинете Балабана. На вопрос «где хотите работать?» ответил прямо: «Направьте меня к непьющему начальнику». Балабан одобрительно улыбнулся и отправил молодого инженера в СУ-4. Фронт работ определили так: вот коробка, к 31 декабря надо подвести тепло, завершить отделку и дом сдать. На календаре - 9 декабря. Карев подумал, что это розыгрыш, но то был приказ самого Балабана. Пришлось использовать для обогрева тепловую пушку и газ. Леонид Львович приезжал проверить, как справляется с задачами молодой мастер. К Новому году дом по улице Цюрупы, 85 сдали - так Карев прошёл боевое крещение у Балабана и вошёл в круг доверенных лиц. Именно его Леонид Львович предложил избрать освобождённым председателем профкома - и с того момента они стали общаться и по вопросам мотоспорта. Сам же Балабан к тому времени вышел на пенсию и посвятил остаток жизни высоким скоростям.

Фото: История Уфы и Башкортостана | Ваши фотографии

Отец башкирского спидвея

Именно с личностью Балабана связан расцвет этого вида спорта в республике. Ещё в 1946-м, оказавшись в Уфе, Балабан параллельно с основной работой начал развивать мотоспорт, знатоком и приверженцем которого был всю жизнь. Вокруг него быстро сформировался любительский автоклуб из числа строителей и шофёров треста. Прежде чем создать свою тренировочную базу, Балабан с единомышленниками гонял по черниковским и уфимским оврагам, устраивал неформальные гонки за городом. А когда в 1957 г. Башкирский обком партии возглавил Зия Нуриев, нашёл в его лице друга и соратника не только в вопросах строительства, но и по мотоспорту. 

Слово «спидвей» пришло в СССР в 1958–м: в июне заслуженный тренер СССР Владимир Карнеев организовал в Москве первые гонки по гаревой дорожке. А уже через год на стадион «Динамо» в Уфе, на организованный Балабаном первый чемпионат СССР помимо мотогонщиков из Москвы и Ленинграда съехались и традиционно преуспевающие в спидвее чехи, поляки, немцы. Это стало новой точкой отсчёта в истории Уфы. Балабан добился, чтобы мотогонки проходили на стадионе «Труд» - бывшем «Локомотиве», который он «отжал» у железнодорожников.

Заботился Леонид Львович и о юниорской школе: организовывал гонки в городах Башкирии, вовлекая в это движение молодых ребят. Увидев в Одессе езду Леонида Дробязко, он переманил его в Уфу, где гонщик восхищал зрителей своим уникальным стартом на заднем колесе. В 1959 г. Балабан стал главным арбитром международных гонок, позже неоднократно назначался главным судьей чемпионатов Европы и мира. В 1963 г. в Уфе прошли три этапа кубка ФИМ, а в 1970 г. Л. Балабан получил статус хронометриста ФИМ, что приравнивалось к судье международной категории. 

Крепчала и команда уфимских чемпионов: Игорь Плеханов, Габдрахман Кадыров, Борис Самородов, Юрий Чекранов, Михаил Старостин, Фарит Шайнуров, Юрий Дудорин, Николай Чернов, ещё десятки мотогонщиков прославляли Уфу на соревнованиях самого высокого уровня. Каждый из них при своём восхождении к победе непременно добавлял: «Без Балабана ничего бы не получилось!».

«При всей занятости он всегда находил время для встреч и бесед с нами, - вспоминал шестикратный чемпион мира Габдрахман Кадыров. - Никогда ни в чём не отказывал, энергично, по-деловому вникал во все наши заботы. В строительстве трека, проведении соревнований, приобретении инвентаря, амуниции, да и во многом другом помогал нам Балабан».

Как крупный руководитель он мог иметь всё, о чём мечтает обыватель. Но всю свою жизнь Балабан - в прямом и переносном смыслах - жил на высоких скоростях и испытывал от этого удовольствие: приезжал домой с работы уже к полуночи, а в шесть утра снова мчался на работу. Чтобы взбодриться, лежал в ванне с холодной водой, пил воду с кубиками льда. Никогда не болел, потому что имел крепкое здоровье и всегда находился в состоянии стресса. Видно, потому и ушёл неожиданно рано, в 70 лет - 13 ноября 1979 года, через несколько дней после того, как его команда «Башкирия» в шестой раз завоевала золотые медали чемпионата СССР. 

По материалам журнала «Уфа».