Сейчас лучшее время для развития регионального кинематографа, считает руководитель уфимской анимационной студии «Муха» Артур Абдрахманов. В интервью UFA.AIF.RU он рассказал, как создается мультфильм о воинах, прозванных «северными амурами», как воспитывать патриотизм и почему современные дети не верят в супергероев.
Востребованная история
Юлия Байджанова, UFA.AIF.RU: Артур Валеевич, как появилась идея «Северных амуров»? Легко ли продвигать сегодня такую аутентичную тему?
Артур Абдрахманов: – Идею нам подкинул во время визита на студию глава республики Радий Хабиров. Это было в 2019 году, мы как раз закончили полнометражный мультфильм «Садко» и пребывали в поиске новой темы. Предложение понравилось, мы начали изучать фактуру, подключились историки – в частности, профессор БашГУ Рамиль Рахимов, который активно изучает историю Башкирии.
Исторические события показались нам очень интересными и кинематографичными, поэтому сели писать сценарий. В сюжет мультфильма в итоге вошли события шведских войн и французских походов. В первой и второй частях ленты действуют главные герои, в третьей – их дети и внуки. Старались в рамках одного полнометражного мультфильма показать наиболее интересный период деятельности башкирских воинов, когда они ярко показывали себя на полях сражений и получили прозвище «Северные амуры». Судя по поддержке специалистов и ожиданиям жителей республики, история будет востребована у зрителя.
– Какова структура мультфильма?
– Фильм хронометражем около 50 минут структурно поделен на три части, как главы в книгах или акты в спектаклях. Первая часть – знакомство с персонажами. Она заканчивается приездом гонца, призывающего ехать на войну со шведами в 1788 году. Вторая часть посвящена войне со шведами. Густав III пытался воспользоваться тем, что Россия воевала в Крыму, и хотел отщипнуть земли на севере страны, но его успешно приструнили. В том числе при помощи воинов, которые приехали из наших краёв. Все события имеют исторические подтверждения, но подаются в юмористической форме. Только кровопролитное противостояние мы заменили на спортивные соревнования между воинами. Третья часть – французские походы и Отечественная война 1812 года. Чтобы разделить три части между собой и оформить их, используется прием «мультфильм в мультфильме».
– Насколько это трудоёмкий процесс?
– В разные периоды задействовано разное количество людей, но практически всегда в работе вся студия – около 30 человек. По времени процесс затянулся дольше, потому что оказался сложнее, чем предполагали изначально. Вообще, анимация – достаточно кропотливая работа: чтобы получить несколько секунд готового видео, нужны недели работы. Над проектом работают лучшие мастера: режиссёр Руслан Тавабилов, художник-постановщик Алексей Мотавин; продюсером выступил карикатурист Камиль Бузыкаев.
В общей сложности от идеи до проката на этот проект уйдет 3 года. Надеемся закончить к осени и выйти на премьеру ко Дню республики в октябре этого года.
Реальные герои
– Как выбирали главных героев? Есть исторические прообразы?
– Это односельчане: два сверстника – взрослые мужчины, один юноша, один мощный батыр и немолодой, умудрённый опытом мужчина. Такой разновозрастной отряд, в какой-то степени демонстрирующий социальный срез башкир того времени. Внешне они ни на кого не похожи, но есть второстепенный герой, которого нарисовали в память об основателе студии Виталии Мухаметзянове. На одежде этого персонажа тоже оставили небольшую метку – ворот рубашки расшит узором, который на самом деле является надписью – «Муха».
Параллельно с главной в мультике есть и романтическая линия – у юноши Габита есть любимая девушка, с которой в конце второй части он играет свадьбу.
– Основной заказчик – киностудия «Башкортостан», у которой отлажена система республиканского проката. Так что увидеть мультфильм можно будет в кинотеатрах по всей республике. Также хотелось бы выйти на российского зрителя, попробовать себя в кинематографических конкурсах. Пока конкретных целей нет, так как мультфильм ещё не закончен.
– Российские мультфильмы – новый экспортный бренд, от них фанатеет полмира. И в башкирском кинематографе это достаточно сильное направление. Каков потенциал дальнейшего развития?
– Мне кажется, всё идёт хорошо: власти поддерживают, ежегодно появляются различные гранты. Скажу больше: возможно, если бы не проект «Северные амуры», неизвестно, какая судьба ждала бы студию. Потому что «Муха» в нынешнем виде всегда выстраивается вокруг крупных проектов.
Но то, что анимация – сильная наша сторона, правда. Начиная с первого проекта в середине 2000-х «Попугай Club», а потом в других полнометражных работах, например, «Полное погружение» или «Бременские разбойники», «Садко» зрители смогли разглядеть качественную картинку и хорошую историю. И коллеги доверяют нам - как подрядчики выполняем некоторые работы для федеральных студий. Например, в мае вышел проект «Суворов: Великое путешествие» от «Союзмультфильма», мы есть в титрах.
Делаем интересную сказку
– Какие темы больше востребованы в современной российской мультипликации - про гаджеты, роботов, трансформеры или основанные на исторических фактах сюжеты? Или цель важнее - просвещение, патриотическое воспитание?
– У нас не было цели прививать патриотизм, мы просто делаем интересную сказку для семейного просмотра. А то, о чем будут говорить родители с детьми после просмотра, в каком формате обсуждать – их личное дело. Я не психолог, но уверен, что у нас в картине нет вещей,которые вызывали бы вопросы и накладывали бы на неё возрастные ограничения.
– По сюжету «Амуров» осенью прошлого года вышла мобильная игра. Насколько она востребована?
– Мы делали игру не для монетизации, был интерес попробовать себя в этом направлении и, кажется, неплохо получилось. Поиграть могут все желающие, она есть в свободном доступе во всех магазинах мобильных приложений. Возможно, мы вернёмся к ней перед прокатом, чтобы через игру предлагать скидки на билеты в кино или другие бонусы. Мы научились это делать. И теперь в студии есть группа ребят, которые занимаются именно написанием мобильных игр.
– Художник должен быть всегда голодным. Это верно для тех, кто рисует компьютерной графикой?
– Сегодня практически каждый человек смотрит телевизор, ходит в кино, смотрит с детьми мультики, пользуется приложениями в смартфоне. Весь смысл работы художника в том и заключается, что он делает что-то для потребителей. Если продукты его работы востребованы, значит, он живёт хорошо.
Если ребята работают, не уходят в московские и питерские студии, значит, их здесь всё устраивает. Жизнь есть жизнь, как в любом коллективе, кто-то уходит, кто-то приходит. Сейчас мы не завязаны исключительно на одном проекте и не смотрим в будущее с тревогой. Часть сотрудников, которые не задействованы в мультфильме, делают графику и спецэффекты для кино, другие пишут компьютерные программы и приложения.
Глубоко личная история
– Изначально студия рисовала комиксы. Это направление сейчас развивается?
– По заказу Ассоциации библиотек РБ мы создали целую серию современных комиксов про героев республики. После печати недавно был передан во все школьные библиотеки тираж про генерала Шаймуратова. В прошлом году - о дипломате Кариме Хакимове. Ждём из типографии партию про наших партизан Вафу Ахмадуллина и Даяна Мурзина, на этапе отрисовки – комикс про Салавата Юлаева, который будет отражать отдельный эпизод его жизни.
– Смогли бы эти комиксы конкурировать на книжном рынке с историями про супергероев?
– Если бы наши дети любили комиксы, ими были бы завалены все книжные магазины. Родители их с утра до вечера покупали бы, но где вы в последний раз видели комиксы в продаже? Один специализированный магазин на миллионный город? Не в нашем менталитете потреблять такой продукт, людям и их детям это не интересно, даже если речь идёт про супергероев.
Тем не менее, мы учитываем современный уровень развития детей, их клиповое мышление. И наша серия позволит рассказать им про Шаймуратова, Мурзина, Юлаева так, чтобы их это увлекло. Несмотря на то, что в коммерческом плане этот формат не востребован, в плане прямого целевого воздействия,как инструмент небанальный, нескучный и очень современный для получения знаний – он «заходит». Хочешь, не хочешь – комикс досмотришь. Это лучше, чем скучное зачитывание биографии из энциклопедии. Чтобы потом на вопрос: «Кто такой Салават Юлаев?» не отвечали, что хоккейный клуб.
Это наши герои, символы и гордость республики, а расспроси поподробнее - практически никто вам не сможет ничего рассказать. Единственная наглядная вещь, которая у нас есть про Салавата, – советское чёрно-белое кино, снятое в 40-х годах, с ужасным звуком и не очень хорошей по современным меркам картинкой. Ну, ещё нечитабельная книга и театральный спектакль для элиты. Та же история с башкирскими партизанами. Мало кто из молодёжи знает о них и тем более о том, что приключения у них были похлеще, чем в голливудских фильмах про разведчиков. И наш комикс – первый шаг, чтобы заинтересовать детей реальными героями, без мутаций и волшебства.
Кстати, наши комиксы двусторонние: с одной стороны на русском, с другой – на башкирском языке. Тираж каждой серии - около 2000, чтобы хватило всем библиотекам.
– Есть в дальнейших планах проекты для души, без госзаказа?
– Я не считаю эти проекты заказными, воспитательными или патриотическими. Нам понравилась идея - мы за неё взялись. Например, меня очень зацепила мысль, что башкиры ловко управлялись со стрелами не потому что им это сильно нравилось, а потому что из-за постоянных восстаний местному населению было запрещено пользоваться огнестрельным оружием. И лук со стрелами был способом не только соблюдать традиции, но и оставаться боеспособными воинами. У моих родственников хранится лук, который остался от дедов. Поэтому для меня это необычная, почти личная история.